X

  • 04 Октябрь
  • 2024 года
  • № 108
  • 5607

Почтальонам некогда писать письма

— Вот хорошо бы целый день дороги были такими свободными! — работники транспортной базы Тюменского районного почтамта мечтательно смотрят на совсем еще темные и пустые улицы города в окна дежурной машины.

Водитель «развозки» Сергей заезжает за сотрудниками базы (теми, кому нужно быть на работе раньше остальных) около пяти часов утра. Но, как выяснилось, почтальонов это вовсе не смущает. По крайней мере, в салоне дежурной машины мы с фотографом Галей оказались самыми сонными.

— Наша воля, так мы бы и еще раньше выезжали — чтобы успеть побольше сделать до того, как на дорогах появятся огромные пробки, — вздыхает Николай Карматских.

Водителем почтовой машины Николай Петрович работает с 1971 года. Лет пятнадцать назад, говорит он, водители-почтальоны укладывались во все графики. Машин на дорогах было мало, поэтому и передвигаться по Тюмени не составляло особого труда -от сортировочного центра к почтовым отделениям связи, прихватив по дороге письма из всех ящиков на маршруте.

Сейчас — по-другому. Жизнь города бьет ключом, попробуй все успей. Но успевать приходится, потому что люди, несмотря на развитие новых технологий связи, все так же, как и много лет назад, пишут друг другу письма, отправляют посылки, читают свежие газеты…

НА РАБОТУ — ТОЛЬКО В ХОРОШЕМ НАСТРОЕНИИ

В диспетчерскую транспортного участка Тюменского районного почтамта мы заходим вместе с диспетчером Светланой Венченко и несколькими водителями, которые дожидались ее на улице.

— Раздевайтесь, присаживайтесь, — говорит Светлана Александровна, сама торопливо скидывая куртку.

— Как присаживайтесь? Нам некогда! — растерянно разводят руками водители.

— Ой, да я не вам же! — отмахивается диспетчер. — А корреспондентам.

Галина Безбородова

Да, у водителей почтовых автомобилей уже в шесть утра нет и нескольких минут, чтобы присесть. Нужно получить путевой лист с заданием и маршрутом, и сразу же — в магистральный сортировочный центр к железнодорожному вокзалу, чтобы забрать посылки и письма.

Самыми первыми путевки получают те, кто развозит пенсию и пособия. И те, кому нужно ехать в район. Вот Виктору Токареву выпало сегодня отвозить посылки и газеты в село Луговое, потом и в деревню Кулаково.

А Николай Карматских хотя и работает в этот день в городе, но потратит не меньше времени на развозку, чем, если бы поехал по деревням.

— Может, и больше, — говорит он, подписывая путевой лист. — Мой маршрут — третий. Это значит, что сначала я поеду в сортировочный центр, потом в типографию за газетами, потом со всем этим — на Войновку, оттуда в Заречные микрорайоны. А еще — во второе отделение связи, что на улице Логунова.

Вот, оказывается, кто привозит посылки, которые я получаю! Приятно знать в лицо человека, что доставляет тебе долгожданную вещь.

— А я вообще верю, что именно от настроения почтальона зависит, обрадуется ли человек полученной посылке или письму, — говорит Светлана Венченко.

Поэтому диспетчер старается каждому водителю перед рейсом говорить добрые напутственные слова и улыбаться — неважно, что еще очень рано, а за окном сумерки.

— Мужчины — они, как дети, -говорит Светлана Александровна, глядя вслед выходящему на улицу водителю. — Стоит их похвалить, приободрить — горы готовы свернуть.

Галина Безбородова

ПОСЫЛКА ДОЙДЕТ ВОПРЕКИ ВСЕМУ

И, действительно, создается такое впечатление, что свою работу на транспортном почтовом участке любят все без исключения -и самые молодые водители, и ветераны.

Например, Александр Попков. Водительский стаж Александра Ивановича — пятьдесят лет. И ничего — не надоело. Профессию менять не хочет, да уже, признается, и не сможет — слишком привык к постоянному движению, к рулю.

Свой опыт он передает молодому поколению — на почте оно так: по-настоящему чему-то научиться можно только у старших товарищей. И не нужны здесь учебники и теория. Потому что с практическими знаниями ветеранов, говорят почтальоны, ученику передается не только опыт, но и преданность профессии.

Если уж перенял это, с почты никуда не денешься. Несмотря на то, что трудностей эта работа таит в себе немало. Дело не только в физической нагрузке и обширном графике работы (развозка может затянуться и до позднего вечера), а в том, что почта России сегодня переживает не самые лучшие времена.

Приходится водителям ездить и на совсем старых автомобилях, и делить на двоих или даже троих одну сумку для выемки писем — стоят они довольно дорого, поэтому их постоянно не хватает. Если раньше водители ездили по городу с сопровождающим-почтальоном, то теперь — в одиночку, а значит, сейчас на них двойная нагрузка.

Да мало ли какие еще проблемы могут быть в такой большой системе!

«Старики» (так они сами себя называют) привычно ворчат по этому поводу, молодежь — подшучивает. Но, самое главное, каждый день все они с утра пораньше приходят к диспетчерской стойке за своими путевыми листами. Не важно, какое на улице время года и погода (вон Светлана Александровна в каждую путевку ставит печать «Осторожно, гололед!»), они все равно отправятся по привычному маршруту и обязательно доставят до места назначения все посылки и письма.

Галина Безбородова

ИНОГДА БЫВАЕТ И БЕЗ ОБЕДА

Но вот за путевкой протянулась женская (!) рука.

— Да, — с гордостью подтверждает Светлана Венченко, — Хуршият Майнусова — одна из трех женщин-водителей, которые работают на нашей базе.

С ней-то мы и отправились в рейс — машина Хуршият, в отличие от привычных почтовых пикапов, пятиместная, поэтому в ней мы разместились свободно.

— Это вы пока еще не погрузились, — загадочно сказали нам вслед водители.

По дороге Хуршият продолжает нас удивлять: рассказывает, что на транспортный почтовый участок она пришла в 19 лет, сразу после того, как переехала в Тюмень из Ташкента. Сюда ее пригласила двоюродная сестра — она работала здесь довольно давно.

Молодая девушка научилась всему меньше, чем за полгода -с тех пор трудится наравне с мужчинами.

— Да нет, конечно, диспетчеры нас щадят, — улыбается женщина.

— Самые сложные маршруты отдают все-таки мужчинам. Им же поручают и работу с посылками.

А женщины занимаются, в основном, пенсией и выемкой писем из почтовых ящиков. И если вы увидите вытоптанную тропинку в большом сугробе — прямо под таким вот ящиком, знайте — это следы почтальона.

Ну, конечно, и тех, кто отправляет письма. Таких, кстати, до сих пор немало. По наблюдениям диспетчеров базы, больше всего писем пишут пожилые женщины. Стоит только забрать какой-нибудь ящик на починку, они сразу же звонят вдогонку, говорят, что хотели отправить письмо, а тут такая оказия.

— Наверное, у вас осталось много родственников в Ташкенте? — спрашиваю я у Хуршият. — Пишете им?

— Знаете, нет. Легче позвонить, — улыбается женщина, почти битком загружая автомобиль мешками с чужими письмами (так, что нам стало тесно — как и пророчили водители).

И добавляет:

— На это просто не хватает времени — с таким-то режимом — когда приходится работать и без обеда.

***
фото: Хуршият Майнусова;Александр Попков;В этих мешках до поры хранятся все наши письма;В магистральном сортировочном центре

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта