Небо и земля волоотвеления
Вы когда-нибудь слышали, что в нашем городе 36 рек? На заводе гофротруб об этом тоже раньше не знали, пока не начали изучать проблему водоотведения в Тюмени.
Все началось 25 лет назад. Тогда, рассказывает директор Виктор Перекрестов, предприятие специализировалось на строительно-отделочных работах. Дело шло хорошо. Однако попутно работники завода стали замечать, что во многих новых частных домах люди не живут. Оказалось, что в подвалах скапливается вода. А потом один из заказчиков спросил: нельзя ли не только сделать облицовку дома камнем, но и водоотведение наладить?
И руководство предприятия решило: раз есть потребность, то надо ее изучить.
— Любое дело делают люди. Стоит только вникнуть и можно разобраться, — уверен Виктор Владимирович.
Начали разбираться. Интернета тогда еще не было. Представляете, было и такое время! К счастью, нашли специалиста, который занимался проблемами мелиорации. Пообщались, почитали специальную литературу, справочники. И стали искать производителей пластиковых труб. В 90-е годы, когда промышленность умирала, сделать это было непросто. Нашли только в Москве. Сделали заказ и смонтировали первую систему отвода ливневых стоков с крыши и систему понижения уровня воды на придомовой площадке. Для этого использовали дренажные трубы с отверстиями для приема воды. По большому счету, ничего не изобретали. Подобные системы водоотвода работали еще в древнем Риме.
— Чем больше мы углублялись в тему, тем сильнее удивлялись, — подхватывает разговор Сергей Зленький, заместитель директора. — Узнали о том, что в нашем городе, кроме Туры, еще больше трех десятков рек, — от мелких ручейков до подземных потоков. Порой их и не видно, но и пережимать, закапывать их тоже нельзя. Вода выход найдет и окажется там, где ее не ждали, например, в подвале дома. Поэтому там, где нет централизованной канализации, надо искать локальные пути решения проблемы водоотведения.
Из небольшого предприятия постепенно выросли в группу компаний, которые системно занимаются проблемами водоотведения. Одна специализируется на изысканиях и проектировании, другая — на монтаже и строительстве, третья — на производстве гофротруб. Заключили договор о сотрудничестве со строительным институтом, чтобы кадры для себя растить прямо на студенческой скамье и к науке быть поближе. Вплотную сотрудничают и с областной торгово-промышленной палатой.
— Парадокс в том, что все борются за чистоту стоков, но ничего конкретного не предлагают, — говорит Виктор Перекрестов. — Строить повсеместно ливневую канализацию — дорогое удовольствие. Например, для 800 метров ливневки на Казачьих лугах потребуется не меньше 16 млрд рублей. А потом эти коммуникации надо будет обслуживать, что тоже недешево. Сколько же таких труб потребуется при интенсивном жилищном строительстве? Необходимы альтернативные пути сбора и очистки сточных вод. Здесь так же, как и с утилизацией мусора, — требуются новые подходы. И если сравнить те материалы и технологии, которые использовались для водоотведения 25 лет назад и сейчас, — это небо и земля.
Чтобы быть ближе к инновациям и самим их разрабатывать, в этом году предприятие стало резидентом технопарка. Перекрестов считает, что технопарк шагнул далеко вперед в поддержке инновационных разработок. Жаль только, что об этих новинках, а их много, мало кто знает. Тюменские ноу-хау иногда быстрее выходят на экспортный рынок, чем на местный. Продукции завода гофротруб в этом смысле повезло. В мае 2017 года предприятие представило свои дренажные колодцы на выставке «Тюмень — наш дом». В этом году их испытали при благоустройстве дворов в Калининском и Восточном округах. А в следующем — распространят на весь город. В необходимости создания современных систем водоотвода в Тюмени никто уже не сомневается. Скоро перестанут сомневаться и в других областях. За год представители предприятия объехали более двух десятков городов страны, открыли филиал в Крыму, осваивают северные территории.
— Проблемы водоотведения в нашем городе не уникальны, они есть в любом регионе, — говорит Виктор Перекрестов. — И если есть идеи, они работают, надо двигаться вперед.
***
фото: У станка для формовки гофротрубы ;Сергей Зленький ;Рабочий и экструдер.