Центральный округ: считать с нулевого километра
Центральный округ в городе по площади занимает третье место после Ленинского и Калининского. По численности населения — второе. Но к нему всегда повышенное внимание. Он же — Центральный.
Кажется, что он весь на виду. Хотя на самом деле таких контрастов, как в Центральном, ни в каком другом округе не найти. И территорий, так удаленных от центра города, — тоже. Удается ли успевать везде и со всем? Об этом мы беседуем с Владиславом Черкашиным, руководителем управы Центрального округа.
— Этот год я бы назвал шагом вперед с точки зрения туристической привлекательности, — говорит Владислав Григорьевич. — Хотя такой задачи перед нами никто напрямую не ставил. Наше дело — развивать городское пространство, благоустраивать территории, где могут отдыхать горожане и которые могут быть притягательными для туристов.
В этом году мы благоустроили сквер Петра Потапова. Этот проект вызвал такой широкий резонанс! На сайте судостроительного завода мы получили очень много откликов. В послевоенные годы судостроительный завод был крупнейшим предприятием. Так или иначе, с ним были связаны процентов 20-25 горожан. Поэтому проектом сквера интересовалось старшее поколение, их дети и внуки, которые проживают в разных городах страны. Даже в Крыму. Там тоже есть потомки заводчан. Мы оттуда привезли закладную табличку с затонувшего торпедного катера. Ведь чертежи катера этого проекта, по сути, были утеряны. В архивах бывшего наркомата судостроительной промышленности их не нашли. Все собиралось по крупицам. Юрий Баранчук, депутат городской Думы, и Андрей Артюхов, первый заместитель председателя областной Думы, проделали большую работу, нашли оригинальные документы, предприятие, которое качественно, в срок, близко к оригиналу создало образец катера и привезло его сюда. Отзывы тех, кто приезжал в управу из других городов, были только позитивными. Пока зима не наступила, были видны все элементы благоустройства — для отделки использовались материалы премиум-класса.
— А дойдет ли улучшение и до Цветного бульвара?
— Конечно, Цветной бульвар — не мемориальный объект. Он будет развиваться. В следующем году мы планируем начать текущий ремонт тротуарного покрытия. Прошло около 15 лет с тех пор, как его положили. И в некоторых местах оно уже не в лучшем виде. Мы консультировались со специалистами по работе с камнем. Они считают, что можно перевернуть гранитную плитку — на другой стороне поверхность лучше сохранилась. А для уменьшения зазоров между плитками — вырезать фаски, чтобы при перепадах температуры и влажности они меньше гуляли и крошились. Негативное воздействие на плитку оказывает и уборочная техника. Подрядчику мы дали рекомендации — убирать максимально щадящим способом. Объем работ предстоит большой, поэтому не могу сказать, что полностью выполним его в следующем году, но задачу такую перед собой ставим.
Eсть интересные предложения и с точки зрения ландшафтного дизайна. Но в первую очередь необходимо убрать облысевшие, выцветшие пятаки на газонах. А там, где люди протоптали тропинки, проложить гранитные дорожки.
— Eсли от центра города переместиться в сторону Алебашево, что можно сказать о благоустройстве этого района?
— На участке в районе озера Алебашевского будет зона перспективной застройки. Eсть инвесторы… Одному из них объект передан в аренду по концессионному соглашению. У него — интересный инвестиционный проект и желание сделать на этой территории зону массового отдыха. Кроме того, есть общественник-активист, который проживает на правом берегу Туры в районе улицы Мельникайте. Он предлагает создать на левом берегу вдоль реки большой сквер (там 6,5 га). Эту территорию нам передали в пользование. Пока там зона целевого использования под инженерные сети, но в перспективе можно создать и зеленую зону. По площади она будет сопоставима с парком Заречный. Застройщик готов содействовать в благоустройстве территории. За свой счет, в порядке частно-муниципального партнерства, разработать проектную документацию.
— Прийти со своей проблемой к руководителю управы, наверно, не каждый решится. Что мешает людям быть активнее?
— А к нам приходят часто. По-моему, меня никто здесь не боится, я не страшный. Даже номера своих мобильных телефонов даю, когда вижу, что человек предлагает интересную идею и готов бороться за ее воплощение. Например, у многих активистов района Березняков, ММС, Казарово есть мои номера. Только их прошу поздно вечером и в выходные не звонить. Я — тоже человек, хочется иногда отдохнуть, отвлечься от рабочих дел. Но часто бывает, что дашь телефон одному, а через некоторое время звонит другой. Говорит, например, что видит непорядок, что у него есть замечание или предложение. Конечно, на такие звонки оперативно реагируем.
— Сейчас часто говорят об открытости власти. Что с точки зрения работы управы это означает? Звонки по воскресеньям?
— Открытость власти — это использование всех существующих источников коммуникаций и обратной связи. Мы активно используем портал «Тюмень — наш дом», оперативно реагируем на обращения жителей. Ни от кого не бегаем, со всеми общаемся. Раз в неделю я веду личный прием. В 2018 году их проведено 40. Регулярно встречаемся с жителями отдельных микрорайонов или отдаленных территорий, решаем конкретные вопросы. Проведено шесть таких встреч. На них всегда стараюсь выезжать сам, а не звать людей к себе в кабинет.
— Центральный округ — это и центр, и отдаленные территории…
— На ММС, в Парфеново, поселке Нефтяников много вопросов по водоотведению, по содержанию дорог, которые далеко не все заасфальтированы. В Центральном округе, как это ни странно звучит, достаточно высокий процент грунтовых дорог. Из 291 км дорог грунтовых — 67 км. Eсть проблемы с дорогами в «целинной зоне» — по улицам Ненецкой, Угорской, Ишимской, где выделили участки для многодетных семей. Первые — еще в начале 90-х годов. Там вообще нет дорог, одни направления. Дороги отсыпаем сами. Грунт неустойчивый, а люди активно строятся. Как когда-то дачники, которым выделяли заболоченные земли и которые сами привозили грунт, чтобы на этих участках жить и что-то выращивать. Участок-то отсыпали, а подъехать к дому не могут. В этом году на улице Ненецкой подрядчики хозспособом, в рамках текущего содержания, соорудили новую дорогу. Спланировали, грейдировали, отсыпали основание. Теперь есть дорога — не аэродром, конечно, но проехать можно. Дальше мы планируем строительство в капитальном исполнении.
— Говорят: один в поле — не воин. Но если воинов несколько — это уже сила. ТОСы помогают вам в работе?
— В Центральном округе создано 13 органов территориального общественного самоуправления. Первые созданы еще в 1997-1998 годах в поселках Мелиораторов, Верхний Бор, Березняки, Казарово. Все — активные. С 2015 по 2017-й зарегистрировались еще пять ТОСов: «Заречный-2», «Заречный-З», «Наше время», «Пять домов» и «Свердлова, 22». А в конце нынешнего года поступило предложение создать ТОС в районе улиц Профсоюзная — 50 лет Октября. Надеемся, что и в следующем году наше тосовское движение пополнится.
В ТОСах бывших поселков присутствует еще сельская закалка, сохраняется старый костяк. Даже если заселяются новые люди, традиции сохраняются. А в центре города ТОСы решают больше коммунальные вопросы.
ТОСы, безусловно, наши помощники. Ни один субботник не проходит без них. Они участвуют и во всех вопросах, связанных с ремонтом домов, благоустройством дворов, зеленых уголков, созданием парков и скверов. В Заречных микрорайонах, например, мы недавно обсудили проект благоустройства сквера. Теперь предстоит окончательная доработка проектной документации. А в Казарово жители микрорайона вышли с инициативой реконструировать сквер Пограничников. Председатель ТОС Александр Паули говорит: если бы сквером не занялись пограничники, он как бывший танкист предложил бы назвать его сквером Танкистов. Но раз уж его опередили, то так тому и быть. Татарское население Казарово к благоустройству относится трепетно. Их дома и палисадники всегда отличались особой чистотой и красотой. У них есть чему поучиться.
Я рад, что общественных помощников с каждым годом становится больше. В таком диалоге рождается много дельных предложений.
— В дачных поселках особой красоты обычно нет. А проблем — предостаточно…
— После изменения границ города округ сильно увеличился. В том числе и за счет дачных обществ. Теперь в Центральном округе 120 СНТ и ДНТ — это две трети всех, что есть в Тюмени. Закон о дачных обществах, который вступает в силу 1 января 2019 года, расширит возможности субсидирования СНТ для решения их насущных вопросов. Раньше помощь из бюджета выделялась только на организацию электроснабжения и пожарных водоемов. В этом году трем СНТ мы оказали помощь, на следующий планируем еще трем. Потребность в пожарных водоемах — еще работы минимум на три года вперед.
Скоро примут и нормативный акт, позволяющий выдавать субсидии на оплату обработки от клещей территорий общего пользования в дачных обществах. Процедура будет максимально простой: надо только прийти и написать заявление.
Рано или поздно все городские грунтовые дороги станут с твердым покрытием. Появится возможность и дачные отсыпать срезкой асфальта. В этом году мы закрыли треть потребности в таких работах, остальное перенесли на следующий год. По обращению садоводческих товариществ отсыпали фрезерованным асфальтобетоном подъезды к СНТ «Золотая осень», «Олимпиец», «Ямбург», «Салют», «Факел», ДНТ «Лаванда». Но внутри своих обществ дачники юридически сами отвечают за содержание территорий. Когда мы решим все городские проблемы, теоретически появится возможность решать и дачные. Это будут дополнительные расходные обязательства, достаточно серьезные.
— Много ли горожан живут в дачных обществах?
— Их становится все больше. Хотя, на мой взгляд, это преждевременно. Мы не можем там даже дороги почистить. Только на перспективу эта возможность рассматривается. Расчеты затрат для уборки и вывоза снега уже делали. Но юридического механизма пока нет. А дачники обижаются. Как только начинается снегопад, обрывают телефоны — уберите снег! Объясняем, что эти дороги — собственность СНТ, а не муниципалитета. Получилось, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но утопающие сами себя спасать не хотят. Потому что спасение денег стоит.
— Дачников можно назвать активной общественностью?
— Когда мы собираемся, они шумят, требуют. Считают, что все им должны. Некоторые СНТ даже специально самоликвидировались, чтобы статус поменять. Думали, что если, как страус, спрятать голову в песок, то проблемы исчезнут. Но ничего же не изменилось. Территории как были, так и остались негородскими, хоть и входят в черту города. Они — коллективно-долевая собственность, на которую мы не вправе направлять средства городского бюджета. Дачники не соглашаются. Они хотят быть и собственниками, и, в то же время, чтобы на их земле кто-то за них что-то делал. Так не бывает. Но муниципалитет все же думает, как пойти им навстречу.
— Итоги работ по благоустройству в этом году вас радуют?
— Да. Многое успели в прошлые годы. В этом — сквер Петра Потапова и три зеленых уголка: ул. Максима Горького, 45; ул. Максима Горького, 99 и ул. Республики, 90. Получились интересные объекты. При проектировании мы использовали наработки архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Теперь идем рука об руку с наукой. Например, с проектом сквера Петра Потапова работала мастерская Светланы Капелевой из индустриального университета, зеленым уголком по ул. Республики, 90 занималось городское управление градостроительного проектирования.
В этом году выполнили комплексное благоустройство семи дворовых территорий почти на 107 млн рублей. Отобрали объекты для включения в адресный перечень по благоустройству в 2019-2022 годах. В следующем году запланировано благоустройство нескольких дворовых территорий: проезд Заречный, 4; ул. Свердлова, 57; Советская, 84; Хохрякова, 69, 71; Немцова, 72; ул. Минская, 32; ул. Сосьвинская, 45, 47; ул. 70 лет Октября, 7, 7а, 7б, 9а, 9б (п. Мелиораторов). Для этого потребуется 121 млн рублей.
Планировали на 2019 год три зеленых уголка, но остался один — на Газовиков, 23. Остальные переносим на 2020 год. Все погреба будем сносить. Это неотвратимо. В этом году, например, ремонтировали двор на ул. Котельщиков, там было несколько погребов в капитальном овощехранилище. Но документов на них не оказалось. Все снесли.
— Между лучшими всегда существует конкуренция. Между управами она есть?
— Конечно, конкуренция есть. Но свинью друг другу никто подкладывать не собирается. У нас товарищеские отношения. Бывают подколы, шутки, но по-доброму. Eстественно, каждый старается сделать что-то лучше, но черной зависти к успехам других у нас нет. Все мы работаем на благо города.
— Что вы пожелаете округу, коллегам в следующем году?
— Хотелось бы поступательно двигаться по отсыпке дорог, ликвидировать бездорожье. Быстрее решить проблему водоотведения. Это такая головная боль! Мы нашли проект, разработанный в 90-е годы. Тогда была единая система водоотведения, включавшая мелиоративные каналы на Велижанском тракте. Попытаемся вернуть то, что было. В общем, хочется, чтобы будущий год был по всем пунктам продуктивным.
***
27 декабря 2013 года — границы города увеличились, к ЦАО присоединены дополнительные территории
9 марта 1972 года — дата образования округа. Отделение от Ленинского и Калининского районов
12 ноября 1996 года — в состав включены поселки Мелиораторов и Парфеновский. В 2004 году их названия официально упразднены
Самый отдаленный поселок — Верхний Бор — находится на расстоянии 13 км от центра города
В Центральном округе — 584 двора, которые объединяют 927 домов. В благоустройстве (в большей или меньшей степени) нуждается 181 дворовая территория (289 домов)
***
фото: 1 — проект реконструкции парка Заречный ;2 — Владислав Черкашин ;3 — вертолет в парке Пограничников ;4 — проект реконструкции парка Пограничников ;5 – набережная ;6 — Цветной бульвар ;7, 8 — площадь Европы ;;9 — зона перспективной застройки у озера Алебашево ;10 — катер в сквере Петра Потапова.