X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как лучше провести детство

Кто больше всего ждет наступления Нового года? Конечно, дети. И на этих выходных именно они стали главными героями культурных событий. Впрочем, это справедливо. Ведь то, как пройдет их детство, во многом определит наше общее будущее.

Суббота, 15 декабря

В 10.00 начался день открытых дверей в Школе перспективных исследований (SAS) ТюмГУ. Суббота вообще обещала быть интересной. В ТИУ стартовала всероссийская геологическая олимпиада, в музее имени Словцова — лекция медийного историка из Москвы Клима Жукова. Но научным центром в этот день по праву стала SAS, где 10 лучших российских и зарубежных профессоров школы рассказали о собственных исследованиях. Самой популярной по результатам онлайн-голосования стала лекция социолога Светланы Eрпылевой «Занимательная история: как в XIX веке мы изобрели подростковость».

По мнению социолога, до XVII века у людей не было даже понимания, что такое детство. С тех пор, как ребенок мог самостоятельно себя обслуживать, т.е. примерно с семи лет, он вступал в мир взрослых. Взрослая работа, взрослые же развлечения.

— Не было даже родительской любви в том плане, в котором мы понимаем ее сейчас, — рассказывает Светлана. — Нам это кажется природным инстинктом, но на самом деле его сформировала история. В XVII веке появились классы в средневековых школах, где дети общались исключительно со сверстниками, а о том, какую информацию им нужно сейчас получать, — решали взрослые.

Тогда-то и появилось понимание, что детей надо оберегать, не стоит им все рассказывать. И вообще, что они — другие. А может быть, тогда они и стали другими. В любом случае, у человечества появилось детство. Понятие о подростковости же возникло только в XIX веке. Термин появляется после публикации книги американского психолога Стенли Холла. Он же вводит некоторые стереотипы о подростках: о их бунтарстве, нестабильности и многом другом.

— Eсли в средневековье даже родительской любви не было, а теперь она как бы естественная, то до чего еще человек сможет дорасти в будущем? — задается вопросом студентка.

В 13 часов в колледже искусств состоялся конкурс детских музыкальных коллективов «Искорки».

Далеко не всегда в одном концерте можно услышать столько разнообразных музыкальных направлений. Трудно совместить и вокалистов, и хоровиков, и духовиков, и струнников, и народников. А в детских музыкальных школах такое возможно. Уровень, конечно, не как на большой сцене. Зато сколько старания, эмоций, переживаний! И стилистические музыкальные находки можно встретить такие, каких не увидишь у профессионалов. Например, на малой сцене колледжа выступал ансамбль «Лос иппарагуэрос». Преподаватели отделения струнных инструментов придумали необычный микс из флейты, баяна, двух гитар и балалайки-контрабаса. Задорное исполнение латиноамериканских мелодий заставило улыбаться и зрителей, и строгое жюри.

А после юные музыканты вместе с учащимися других отделений — духовых, струнных, народных инструментов и вокала — выступили в составе сводного хора под руководством Юлии Игнатовой, руководителя отделения хорового пения.

Катя Христозова, Денис Моргунов

В 15 часов в ДНК «Строитель» — концерт Натальи Сайфутдиновой и вокального ансамбля «Сладоцвет» .

Увлечение Натальи пением началось в детстве. Перед началом концерта зрителям показали кадры из семейной кинохроники, на которых Наташе Сайфутдиновой, ныне лауреату региональных и международных конкурсов, всего четыре года. Но уже тогда было понятно, что девочка будет выступать на сцене, так хорошо и с настроением она исполняла незатейливые песенки для малышей.

Eе отдали учиться в интернат для одаренных детей Севера, где был открыт филиал института имени Гнесиных. Наталья с благодарностью вспоминает своего первого педагога по вокалу Наталью Середу, которая научила ее петь народные песни «точно, аккуратно и нежно». Теперь вместе с ней и Светланой Андреевой они создали трио «Сладоцвет». На этом концерте они выступали с ансамблем народной музыки «Сибирская забава» под руководством Николая Нехорошкова. В камерной обстановке небольшого зала народные песни, популярные лирические и эстрадные композиции в оригинальной обработке Николая Нехорошкова звучали особенно душевно.

В 16 часов в драматическом театре состоялась защита преддипломных спектаклей режиссеров ТГИКа. Они, как всегда, выбирают смелые и волнующие их темы. Их общекурсовая работа по пьесе Лукьяновой «О Б М А Р И Я Ж E Н И E» — простая, лаконичная и жуткая, стала своеобразным ответом на вопрос: до чего мы можем «дорасти» в будущем? Хотя сами ребята не нагнетают обстановку и начинают ее вполне буднично. Садятся на стулья и читают пьесу с гаджетов.

— Мария отправляется на поезде искать свою любовь, — говорит студент Ярослав Буш.

На сцене гаснет свет, а актеры поворачивают гаджеты экранами к зрителю. На каждом светится картинка с вагоном поезда, а на первом — локомотив. Под мерный стук колес о рельсы вагоны разлетаются волнами в стороны и тают в темноте. Студенты еще несколько раз используют гаджеты — необычно и зрелищно. Но неожиданно повествование прервется, на сцене загорится полный свет, а студенты спросят:

— Вы когда-нибудь убивали?

Сначала в зале засмеются нервно, потом облегченно. Студенты уточняют, что имеют в виду всего- то игру The Sims. Многие зрители вспоминают, что в детстве в этом симуляторе жизни действительно убивали. Студенты тоже вспоминают, как убирали двери и окна в комнате, чтобы персонаж не мог выбраться. Как в бассейн загоняли по шесть человек, а после убирали лестницу. «Так смешно потом они всплывали». А один рассказывает, как жарил младенца на барбекю. И показывает эту картинку из игры зрителям. Смех обрывается.

…После этого студенты вернутся к пьесе и расскажут, как Мария была жестоко убита своим парнем, к которому приехала в далекий северный город, познакомившись по Интернету. Спектакль закончится звонком по одному из смартфонов на сцене:

— Папа, пожалуйста, забери меня отсюда. На Севере у меня не сложилось, я очень хочу домой.

Катя Христозова, Денис Моргунов

Воскресенье, 16 декабря

С утра пораньше, в 10.00 состоялась премьера спектакля «Битва магов, или Выпускной в школе волшебников» в театре кукол.

Как и всегда, предновогодний спектакль начался еще в холле. Здесь ребята знакомятся с Дедом Морозом и Снегурочкой, зажигают елку, танцуют и играют. Родители чаще стоят в сторонке, но папа Артем танцует вместе с двумя дочками. А когда Дедушка Мороз дает команду, на скорость прикрывает свой нос, уши и коленки. Но, замечая мой взгляд, краснеет и опускает руки, делая как можно более непринужденный вид.

— Я журналист, — объясняю я. — Хотела узнать, часто ли вам приходится вместе с дочками смотреть детские спектакли?

— Часто, — смеется Артем. — Но мне нравится. Сейчас и мультики есть интересные, и спектакли.

В этом я убедилась на «Битве магов». Изначально скептически отнеслась к идее показать знакомую нам по фильмам с бюджетом в 130 миллионов долларов магию Хогвартса на маленькой сцене кукольного театра. Но магия все-таки была. И полеты на метлах, и заколдованная вода, и волшебный чемодан, и даже магические дуэли. И не зря десятки фокусов пришлось освоить артистам кукольного театра. Одно только начало заставило детей восторженно ахать. Из разных концов зала в небо поднялись светящиеся не то медузы, не то одуванчики. Попарив немного, исчезли. Удивили зрителей и куклы: кукла директора школы волшебства, например, — около четырех метров.

Ну а победили в битве за магическую школу Тюмени, конечно, дружба и смелость, а вовсе не магия.

В органном зале филармонии с программой «Как дорожу я прекрасным мгновеньем…» выступила Эльвира Саниевская.

Эльвира Саниевская — оперная певица, солистка оперных и музыкального театра, педагог по вокалу, с сентября 2017 года — солистка Тюменской филармонии.

В программу концерта она включила сочинения зарубежных композиторов XVII века и инструментальную музыку XVIII века. В своем вокальном путешествии, которое она назвала «Четыре века музыки», Эльвира отдала дань и музыке западноевропейского романтизма с его лирическими мелодиями. И, конечно, уделила внимание русскому классическому музыкальному искусству — сочинениям Чайковского и Рахманинова. Программа создала удивительный мир музыкальных образов, где каждый период времени был неповторимым, узнаваемым и в общей палитре музыкальных красок создавал единую эмоциональную картину мира.

— Eсли поет Саниевская, то концерт будет неповторимым и очень хорошим! — с восторгом сказал один из зрителей.

— Какая же она экспрессивная, эмоциональная, искренняя, открытая, — поделилась впечатлением другая слушательница. — А какие у нее прекрасные глаза! Она просто шикарная! Это такой дар — нести людям радость через звуки.

В ДК «Торфяник» в 16.00 отгрохотал барабанный концерт.

Тюменские барабанщики посвятили свое выступление 10-летию творческой деятельности школы Back Beat. На сцене зажигали юные — семилетние — и более опытные барабанщики. На таких концертах не заснешь и не заскучаешь. Темпераментные музыканты так лихо отбивают ритм, что хочется подпрыгивать на месте. И уже не так важно, что они исполняют — популярные танцевальные композиции или рок-н-ролл. Все равно эти мелодии становятся зажигательными.

Над культурным обозрением работали Ирина Ильина, Инна Горбунова

***
фото: Репетирует сводный хор ДШИ колледжа исскуств ;Трио «Сладоцвет» (Наталья Сайфутдинова в центре) ;На премьере «Битвы магов».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта