X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Народная память Ленинского округа

Молодые тюменцы, говоря, что живут на Маяке, обычно не задумываются, откуда пошло такое причудливое название.

Так назывался расположенный здесь магазин промышленных товаров, куда в советское время завозили множество полезных в хозяйстве, но дефицитных мелочей. А, например, КПД обозначало лишь метод крупнопанельного домостроения, которым создавался этот городской район.

— Так сложилось исторически. Можно сказать, это наши традиции, — говорит Роман Воллерт, руководитель управы Ленинского округа. Он стоит перед огромной картой: можно легко рассмотреть дома, дворы, парки и дороги, за которые несет ответственность управа. И, естественно, ее руководитель. — Вот, скажем, села Антипино фактически больше нет. Оно стало частью Тюмени. Но горожане между собой продолжают так называть этот микрорайон, — объясняет он. — Сотрудники управ «народными топонимами» тоже пользуются. Ориентируясь по старым названиям, я легко назову и основные проблемы, с которыми сталкиваются жители. В Матмасах, например, это подтопление грунтовыми водами. Поэтому мы планируем разработать проектно-сметную документацию по водоотведению талых, дождевых и грунтовых вод в том районе. В Антипино расположены городские очистные сооружения, нефтеперерабатывающий завод и УГМК-Сталь. Соответственно, людей волнуют проблемы экологии. В этом году мы там столько деревьев посадили! Помогали и жители, и депутаты — по своим избирательным округам. А на старом Мысу — большой частный сектор. Там свои особенности содержания территории. Например, жители могут, отгребая снег от своего дома, вытолкать его на проезжую часть.

…Территорий, сохраняющих — неофициально, конечно, — имена бывших деревень, сел и поселков, в Ленинском округе много: Антипино, Мыс, Матмасы, Тарманы, Быкова, Копытова, Зайкова, Гилева, Букино, Дорожный и Рабочий. Микрорайон Тура — название тоже неофициальное. Как и прежнее — Лесобаза. Но ни жители, ни чиновники не отделяют себя как от старых топонимов, так и от извечных проблем, которые в этом округе принято решать общими силами.

Роман Воллерт в беседе с «Тюменским курьером» подробно рассказал, чем из сделанного в нынешнем году можно гордиться, кому нужно сказать спасибо за помощь и в чем заключаются вызовы года будущего.

Александр Тарасов

Зеленее не будет? Будет!

— Надо обязательно отметить благоустройство зеленых зон, — рассказывает Роман Викторович. — Мы завершили работы в сквере имени Александра Моисеенко, что возле медицинского университета. Он ждал долгие годы, но теперь соответствует желаниям студентов, преподавателей и жителей окрестных домов. Eще мы благоустроили четыре зеленых уголка: близ карьера Северный, на улице Киевской, на улицах Мельникайте, 119 и Домостроителей, 10. В Матмасах возле обводненного карьера Северный был пустырь. А вокруг много новостроек, и местных жителей притягивал этот кусочек природы — хотя бы позагорать можно. Мы эти желания учли. Поставили не только скамейки, но и сделали лежаки — металлические каркасы, обшитые деревом. Кстати, отмечу: управа приобретает только надежные конструкции от проверенных поставщиков. Рачительное использование бюджетных средств — один из подходов, которыми мы руководствуемся.

Пошли дальше. Вот на улице Киевской тоже интересный объект. Губернатор Александр Моор как-то высказался, что на месте снесенных домов надо делать или парковки, или зеленые зоны. А здесь как раз и были снесены два дома. В рамках реконструкции улицы Киевской вместо одного мы хотим в будущем году сделать парковку. А вместо другого в этом году создали зеленый уголок. Мы стараемся подходить к благоустройству комплексно. Eсли можем, привлекаем внебюджетные средства. Так что детский городок здесь поставили за бюджетные деньги, а с турниками нам помогла компания «Алгоритм», местный производитель малых архитектурных форм. Eе директор Алексей Муравьев один из самых надежных партнеров не только управы Ленинского округа, но и городской администрации. Ни разу не подвел.

Александр Тарасов

Впрочем, Роман Викторович подчеркивает, что когда речь заходит о зеленых зонах, в приоритете — озеленение, а не мАфы или скамейки.

— Мы стараемся максимально сохранить имеющиеся деревья и кустарники, — отмечает он. — И при этом всегда досаживаем новые, чтоб зелень была гуще. Например, в той же зеленой зоне на улице Киевской на 27 деревьев больше, чем мы планировали. Благодаря депутату городской Думы Владимиру Гороховцеву, который их приобрел и посадил вместе с ветеранами и жителями окрестных домов. Лет через пять здесь будет настоящая роща.

.Случается, что будущий зеленый уголок поначалу — пустырь. Например, как на улице Домостроителей у дома N 10, где после сноса торговых павильонов не росла даже трава.

— Вместе с представителями ТОСа района Тура и депутатом гордумы Альбиной Селезневой мы разработали необычный проект — транзитный зеленый уголок, — рассказывает Роман Викторович. — Проложили через пустырь тротуар — дублер основного. Вдоль тротуара посадили деревья, поставили скамейки. А поскольку там был киоск с мороженым — получилось прекрасное место для летнего отдыха. Жителям особенно понравилось соседство лавочек и мороженого. Когда деревья подрастут, появится и тень, и защита от дорожного шума. Это случится скоро: лиственные деревья мы стараемся высаживать крупномерные, не моложе пяти лет.

Александр Тарасов

— Жаль только, что жители не всегда относятся к зелени ответственно, — переживает Роман Воллерт. — Редкие саженцы, вроде можжевельника, выкапывают и воруют. Мы потом досаживаем новые, но это же не выход!

— Мне казалось, давно прошли те времена, когда старушки выкапывали из уличных вазонов петунии и везли их на свои дачи…

— К сожалению, нет. Вандализм все еще встречается. Во-первых, декоративные кустарники выкапывают по ночам. Во-вторых, наркоторговцы, разрывающие почву и делающие закладки рядом с растениями, вредят не только зависимым, но и самим растениям. Мы привлекаем полицию, но возле каждого куста патрульного не поставишь.

— А кто должен следить за состоянием деревьев, высаженных пару-тройку лет назад? Они же могут пострадать не только от человеческих рук. Специалисты, приходившие на круглые столы к Александру Моору, когда он еще был главой городской администрации, рассказывали, как недавно высаженные растения нуждаются в заботе.

— Во-первых, на саженцы есть гарантия: на лиственные — два года, на хвойные — три. Eсли растения не прижились (это может произойти в том числе и по вине подрядчика), их меняют. Во-вторых, за посаженными в рамках компенсационного озеленения деревьями ухаживает подрядчик. Согласно муниципальному контракту, заключенному с «Леспаркхозом», его работники подкармливают и поливают растения, рыхлят почву и выполняют все прочие положенные процедуры. Мы, ответственные за территорию, ее обследуем. И, если видим проблемы с деревом, сообщаем об этом. По нашим предложениям «Леспаркхоз» составляет план компенсационного озеленения: единичные посадки взамен погибших деревьев, массовые — в рамках благоустройства скверов или ремонта дорог.

Большое складывается из мелочей

Подбирать мусор, обрезать ветки, закрывающие обзор водителям, ремонтировать ямки в дорожном полотне, заменять и ремонтировать дорожные знаки, ограждения и МАФы. В отдельности каждое из действий может показаться незначительным. Но если однажды за всем этим перестанут следить, в городе начнется разруха.

Александр Тарасов

— Eсли сложить все отремонтированные ямки, выйдет целая проезжая часть, — говорит Воллерт. — А что касается тротуаров, то в капитальном исполнении, со всеми водоотводами и подъездами к домам, мы их построили семь. Но есть еще «народные тропки» — знаете, люди протаптывают их, срезая пути к остановкам, магазинам, домам. Выглядит, конечно, некрасиво. Eсли дождь или мокрый снег, ходить по этим тропкам грязно. Но горожане ходят. А мы ради комфорта жителей работаем: на месте тропинок отсыпаем временные тротуары из фрезерованного асфальтобетона. Их количество исчисляется десятками.

— Тропинки, дорожные знаки, неаккуратно свисающие над дорогой ветки, — все это формирует облик города. Кто подмечает мелкие неполадки, чтобы вы могли их исправить?

— Тем, что относится к безопасности дорожного движения, занимаются подрядчики по текущему содержанию, сотрудники управы и службы заказчика. А благоустройством — квартальные. Они обходят территорию, все видят и все замечают. Одиннадцать лет назад, когда институт квартальных только формировался, это был большой эксперимент. Теперь можно ответственно заявлять: он удался!

Александр Тарасов

Бытует мнение, что квартальные могут сделать все. Между собой мы даже в шутку называем их бэтменами. Конечно, квартальный готов прийти на помощь в любой ситуации. И при этом они, фактически, сами себя окупают: если в конце года подсчитать сумму штрафов, назначенных за нарушение правил благоустройства, она будет сравнима со средствами, затраченными на содержание самих квартальных. Но наказание — не самоцель. Важна профилактика и формирование позитивного мышления у горожан.

— А жители города, они тоже помогают? Сообщают о проблемах?

— Жители тоже наши глаза. Квартальный все-таки один и находиться всюду не может. А жители — везде. Они видят все возникающие проблемы. Здесь нам большое подспорье — сообщения в электронном виде. Например, через портал «Тюмень — наш дом». Быстро, просто и не надо никуда ходить, сидеть у кабинета, кого-то ждать. Eсть семидневный срок для рассмотрения сообщения. Мы за это время или решаем проблему, или объясняем: почему сейчас это действие невозможно и когда, в таком случае, мы его выполним. Темы сезонные: летом жалуются на неприбранный мусор, особенно возле контейнеров, зимой — на снег. Много пишут о брошенных машинах. Бывает, люди конкурируют за парковочные места и стремятся освободить их от «недвижимости». Бывают и инициативы, и предложения. Например, по благоустройству придомовой территории. Я вижу, как выросла грамотность тюменцев. Все реже люди путают компетенции разных организаций: обращаются со своими проблемами туда, где их действительно могут решить. Только иногда пожилые, памятующие, что в нашем здании когда-то был райисполком, по привычке обращаются даже с вопросами культуры и спорта. Но большинство знает, к кому и с чем подходить. Думаю, это результат политики открытости, которую проводит городская администрация. Чем активней диалог с населением, тем успешней удается его вести всем участникам.

Александр Тарасов

По словам Романа Викторовича, сообщения жителей теперь не только качественней, чем раньше. Их стало меньше количественно.

— Мы каждый месяц встречаемся с жителями той или иной территории, обсуждаем проблемы, консультируем, — приводит пример Воллерт. — И если десять лет назад залы были набиты битком, то теперь приходит человек десять-пятнадцать. Значит, во-первых, люди понимают, каким образом и куда они могут обратиться и без личной встречи. А во-вторых, за счет открытости вопросы не накапливаются, они оперативно решаются.

— В том, что жителям стало проще вести диалог с городской администрацией и управами, есть заслуга и органов ТОС?

— Представители ТОСов — наши незаменимые помощники. Мы собираем их в управе раз в квартал, иногда даже чаще. И они, если нужно, сами к нам приходят. А еще звонят. Могут скинуть сообщение в «Viber». Я тоже под рукой держу номера мобильных телефонов всех председателей обществ. Это помогает решать вопросы оперативно. В Ленинском округе семнадцать ТОСов, они охватывают около половины всей территории. Из них самый активный, конечно, в микрорайоне «Тура». Альбина Михайловна вообще лидер этого движения. Благодаря ей многие стали понимать: ТОС — это сила, к которой прислушивается власть. Но я бы отметил и других. Например, в микрорайоне Матмасы, в поселке Строителей, в Тарманах, на Мысу. А еще ТОС «Квадрат» в границах улиц Одесской, Харьковской и Мельникайте, там молодой председатель. Работа органов ТОС ведь в значительной степени держится на инициативности председателей и тех нескольких человек, которые составляют ядро каждого общества. На их деятельной натуре, их позитивном отношении к жизни, их неуемной энергии. А еще ТОСы незаменимы для решения проблем в частном секторе. Там люди имеют несколько иной менталитет, чем жители многоэтажек: каждый — хозяин на своей земле. Часто это идет в плюс. Но иногда. Человек может, например, свалить на улице сено, дрова или кучу вырванных сорняков. Мол, это же мой забор, а с той ли стороны, с другой ли. Так что есть территории, порядок в которых держится преимущественно на личном обаянии квартального и членов ТОС. Они общаются с жителями и решают проблемы, которые не сможет решить никто другой.

Александр Тарасов

Праздник к нам приходит

Концепция новогоднего оформления улиц и площадей, традиционно, обсуждается с горожанами на портале «Тюмень — наш дом». И ей должны следовать во всех округах. Хотя некоторые мелочи управы могут решить и сами.

— Мы в нынешнем году ставим восемь елок, — рассказывает Воллерт. — Преимущественно рядом с домами культуры и в отдаленных микрорайонах вроде Матмас, где люди собираются для гуляний. Так вот, было принято решение позаботиться об экологии и ели брать искусственные. Но на территории Зайковой жители уж очень хотели живую елку. И мы пошли им навстречу. Концерты и праздничную программу обычно берут на себя дома культуры, местные творческие коллективы и ТОСы. Главной елкой Ленинского округа мы считаем ту, что возле технопарка. Но, наверное, одним из самых популярных мест празднования остается микрорайон «Тура». Там депутат Альбина Селезнева, она же председатель ТОС и руководитель ДК, бросает все силы, чтобы сделать гуляние по-настоящему народным. Я знаю, многие тюменцы едут туда на елку из других микрорайонов и городских округов. Говорят, на Лесобазе — настроение самое новогоднее.

— Eсли бы вы могли в качестве подарка пожелать исполнение одного дела, запланированного на следующий год, но зато так, чтоб оно прошло без сучка без задоринки. Что бы это было?

— Благоустройство сквера имени Якова Неумоева. Это возле выставочного зала, между улицами Севастопольской и Рижской. Мы полтора года занимались разработкой проекта. Он очень насыщенный: будет и памятник самому Герою Советского Союза кавалеристу Якову Неумоеву. И монумент, посвященный предприятиям, работавшим в годы войны в Тюмени. Автор Сергей Титлинов. На следующей неделе на заседании координационного совета по архитектуре он станет свой проект защищать. Этот сквер для нас — очень амбициозная задача. Сдать его мы должны к 2020 году. К 75-летнему юбилею Победы.

Наш вклад в народную память.

***
фото: Роман Воллерт перед картой Ленинского округа ;Трубы первой городской ТЭЦ остаются для жителей Ленинского символом округа ;Деревянная Тюмень на улице Пригородной ;Гостиница «Восток» ;Мост через Туру в створе улицы Мельникайте ;Зеленая зона рядом с домом N 10 по улице Домостроителей ;Гилевская роща ;Молодежный театральный центр «Космос».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта