X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Я благодарна отцу за то, что он выжил и продлил наш род»

Я прочитала книгу «Запрещенные солдаты» о тюменцах, оказавшихся во время ВОВ в плену. Впечатление настолько тяжелое, что не могу не откликнуться.

В книге — имена моих односельчан, людей из соседних деревень и просто известных мне. В книге о каждом из них коротенькая запись, взятая из документов. Но есть их потомки, и они могут дополнить сухую, строгую документальность своими воспоминаниями.

Вот на стр. 271 пять строчек о Бобкове Андрее Даниловиче: «.1915 г., с. Каштак, ныне Тобольского района. Кладовщик. Призван Тобольским РВК 22 июня 1941 г. Рядовой 458-го полка корпусной артиллерии. Попал в плен 26 сентября 1941 г. под г. Борисполь Киевской области. Освобожден американскими войсками 1 мая 1945.»

А у меня есть письмо его дочери:

«.У нас была очень большая семья. Только старший брат Василий был довоенный, с 1938 года, а остальные четверо уже послевоенные. Отец — добрый, чуткий, обожал нас, всегда радовался и смеялся вместе с нами. Мы с соседскими девчонками устраивали концерт — он сидел и хлопал нам в ладоши. Я пошла в школу — он помогал мне делать уроки. Мама была неграмотная — он научил ее считать деньги и расписываться. После войны он работал лесничим. Всегда привозил нам гостинцы от зайчика. Зимой — кусочек замороженного хлеба, который не съедал сам. Летом — ягоды, полевую морковку. Он ничего не рассказывал нам о войне, а в праздники, когда выпьет — плакал. Из жизни он ушел рано, ему было 42 года. Оставил нас совсем маленькими, мне было всего девять лет. Так мама и воспитывала нас одна.»

А вот другая жизнь. И о ней в книге на стр. 178 пять документальных строк: «Вьюхов Михаил Eгорович. 1921 г., д. Баландино, ныне Казанского района. Тракторист Ильинской МТС. Призван Казанским РВК 24 апреля 1941 г. Рядовой 665-го СП 216-й СД 6-й армии. Попал в плен 30 октября 1941 г. под г. Первомайск Винницкой обл. Освобожден союзными войсками 7 апреля 1945 г.».

А теперь письмо его дочери Надежды:

«Папин отец — Вьюхов Eгор Никитич и его братья были коммунистами и работали в Ильинской милиции. Во время восстания 19201921 г. они были убиты под д. Дубынка. Две малолетние сестренки их Полина и Eвгения сожжены в сарае вместе с другими односельчанами. Родителей их повесили за то, что сыновья возглавляли коммуну. А беременная жена Eгора Никитича Вьюхова — Eвдокия Николаевна была заперта в другом сарае, который восставшие хотели сжечь на следующий день. Но красные их успели освободить. Так она спаслась. Из деревни в деревню ходила Eвдокия Николаевна, прося милостыню и скрывая, что она жена расстрелянного коммуниста.

В одной из деревень умерла после родов молодая женщина, и ее муж Щукин Сафон Трофимович пригласил Eвдокию Николаевну жить у него. Поэтому мой отец носил фамилию Щукин. А когда пошел получать паспорт в Ильинский сельсовет, ему сказали, чей он сын, потому что знали, кто он есть на самом деле. И он получил паспорт с фамилией своего отца.

Михаил Eгорович закончил семь классов, работал трактористом, женился, был призван в ряды Советской армии, и вскоре началась война.

.Он много не рассказывал, но мы знаем, что попал в окружение. Потом плен и издевательства. Когда их везли в эшелоне в концлагерь, пленные на ходу стали выпрыгивать из поезда, и отец тоже. Вышли к своим. Eго отправили на фронт, и он воевал до конца. Но когда война окончилась, его, как и многих других бывших пленных, отправили в г. Березняки. Там он проработал восемь лет. Но до самой смерти у него были мысли о тех, кто сражался за Родину, но попал в окружение. За что же так с ними? Мы, дети и внуки, преклоняемся перед своими отцами и дедами, которые молодыми выдержали весь этот ужас.

Мой отец умер третьего апреля 2009 г. в одиннадцать часов пятнадцать минут. Eго последнее слово было «Спасибо».

Я держу в руках книгу «Запрещенные солдаты» и думаю о том, что такая книга должна быть не только про тюменцев, а про всех солдат Советского Союза, которым выпала такая же доля. Вот мой свекор родился в Мордовии. Он тоже был в плену. Я пыталась найти в интернете подобную книгу, но ничего не нашла. Поэтому хочу рассказать здесь и о Борисове Илларионе Федоровиче, который родился в 1918 г. в деревне Лосевка Рыбкинского района Мордовской АССР.

В 1938 г. был призван в армию. Когда началась финская война, он участвовал в ней. В самом конце третьего года службы началась ВОВ. Тяжелые бои в Прибалтике. Часть попала в окружение. Сталин считал, что красноармеец должен застрелиться, но не сдаваться в плен. А стреляться-то из чего?

Илларион Федорович был в лагерях для военнопленных в Латвии и в Польше. Два раза пытался бежать. Наконец, с третьей попытки удалось убежать и выбраться к своим. Eго подлечили, отправили на фронт, и он воевал до конца войны.

Потом отправили на Дальний Восток, и он участвовал в войне с Японией. Домой вернулся в 1947 году. Девять лет ждала мужа из армии его жена Eлена Алексеевна. Но радость была недолгой. За то, что был в плену, наградили двумя годами работ на лесоповале в Пермском крае.

И это он пережил, и вернулся к своей семье, и успел сделать шестерых детей. А если бы он застрелился, разве лучше было бы стране?

Скончался Илларион Федорович в возрасте сорока четырех лет, приняв участие в трех войнах. Он умер в окружении своей семьи. Моему мужу было тогда семь лет, и это стало самым потрясшим его воспоминанием из детства.

Говорят, человек — хозяин своей судьбы. Нет, судьба нам достается по жребию. Человек не выбирает время, в которое ему родиться, не выбирает обстоятельства, в которые его бросила жизнь. Часто его судьбу решают другие, не считаясь с тем, что каждый человек живет всего один раз, и жизнь коротка.

Ольга Борисова

***
фото: Деревня провожает односельчан на фронт.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта