X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Быть там, где ты нужен

— После выпускного в Молдавии школьники спрашивают друг друга не о том, на какой факультет они планируют поступать, а о том, в какую страну поедут, — шутит Констанца Дохотару, урбанист.

На форуме «Культuritsa», который состоялся в музейном комплексе имени И.Я. Словцова, собрались эксперты из четырех стран СНГ. Говорили об урбанистике, социальном предпринимательстве, медиа, творчестве и креативных индустриях. Разговор получился откровенным. Не только о специальностях, но и о том, с какими трудностями приходится сталкиваться жителям развивающихся стран.

Констанца родилась в Кишиневе и сразу после школы уехала в Румынию (как и многие выпускники, разъехавшиеся по другим странам). Затем работала в архитектурных студиях Испании, Франции и Мальты.

— Валлетта на следующий год должна была стать культурной столицей Eвропы, — рассказывает Констанца. — Каждый год в EС выбирают новую культурную столицу, чтобы привлечь внимание к особенностям конкретного города. Этим мы и занимались. Но после полугода работы там я стала чувствовать себя невыносимо. Поняла, что вкладываю всю себя в сообщество, которому я не принадлежу. И… я вернулась в Кишинев, чтобы развивать урбанистику там. Родители были поражены. А бабушка до сих пор считает меня сумасшедшей.

Впрочем, каждый из экспертов форума сумасшедший по-хорошему.

.По мнению специалистов мультицентра «Моя территория», которые и организовали форум, в будущем году наше государство уделит особое внимание социальному предпринимательству. Поэтому эксперта пригласили опытного. Сара Раджабли — первый социальный предприниматель из Азербайджанской Республики, представивший свою страну в ООН. Но она сразу же предупреждает:

— Не надо полагаться на помощь государства. Выигрывать гранты полезно и хорошо, но главный принцип социального предпринимательства — экономическая устойчивость и самостоятельность.

Социальное предпринимательство, по мнению Сары, находит баланс между бизнесом и социальной деятельностью.

— Когда вы покупаете что-то на благотворительном вечере, то не обращаете особого внимания не качество. Это просто ваше желание сделать добро. Но социальные предприниматели должны делать продукт, который вам захочется купить, — объясняет Сара.

Eе социальное предпринимательство — это сладости, сделанные вручную женщинами с ограниченными возможностями. Так Сара помогает инвалидам социализироваться и справиться с безработицей.

— Сначала они не верили, что кто-то будет покупать то, что мы делаем, — рассказывает Сара. — Но недавно наши сладости появились на столах во время встречи на уровне президента.

Главное отличие социального предпринимательства — стремление решить определенную социальную проблему.

— Но для начала убедитесь, что те, кому вы хотите помочь, нуждаются в вашей помощи, — советует Сара. — Однажды представители ООН в Афганистане увидели проблему: каждое утро женщины горных селений несли на себе тяжелую посуду, чтобы набрать воду. Они видели, как им физически тяжело. Поэтому, даже не поговорив с ними, представители ООН провели водопровод в каждый дом. Но прошло совсем немного времени, как какой-то злодей его сломал. ООН не сдалось, вновь потратив миллионы на восстановление инфраструктуры. Но снова водопровод оказался разрушенным. И они выяснили кем. А это были сами женщины.

Выяснилось, что для женщин горных поселений Афганистана поход к ручью за водой было одним из немногих предлогов вообще выйти из дома и поговорить друг с другом. Это куда ценнее для них, чем водопровод.

Сара предостерегает и от ошибки излишнего самопожертвования.

— Социальное предпринимательство — это не альтруизм. Необходимо помнить, что если мы не можем помочь себе, то не можем помочь и другим.

Но главное, считает Сара, — это любовь. К своему делу и людям. Иначе быть хорошим социальным предпринимателем невозможно.

О любви говорит и художник из Казахстана Данияр Кдыров. Он рисует концептуальные арты для компьютерных игр.

— Я неплохо зарабатывал в рекламе, но чувствовал себя несчастным, — признается Данияр. — Тогда я попытался честно сказать себе: а что я люблю делать? И бросил все ради рисования вот этого.

«Вот это» — картины модернизированных советских и зарубежных машин, Данияр показал их на большом экране под аплодисменты. Работы действительно впечатляют. И не только нас.

— Художник-дизайнер «ламборджини» прислал мне в подарок свой эскиз с подписью, — делится Данияр. — Я понимаю, что вы сейчас думаете: и что? Но я плакал как ребенок.

Дело в том, что эта модель тоже подверглась творческой модернизации Данияра. И, кажется, компания осталась довольна его работами.

Данияр показал, как работает над заказом. Одна его картина стоит 500 долларов. Но переделывать ее под вселенную игры и под фантазии заказчика приходится иногда более полусотни раз.

— Я никогда бы не смог переделывать одну картинку столько раз, если бы не любил это дело всей душой. Так что правы те, кто говорит: «Найди любимое дело и не будешь работать ни дня». Но я бы советовал рисовать всем. В основе более восьми десятков профессий лежит рисование от руки.

Убеждать, что именно его дело самое интересное и перспективное, готов каждый эксперт форума «Культuritsa». И это несмотря на многие трудности. Хабибулло Набиеву из Узбекистана приходится придумывать новые способы творить, не нарушая запретов своей страны. Например, нельзя появляться на экране со щетиной, — так государство борется с влиянием радикального ислама. Youtube там и вовсе отключен. Констанца Дохотару тратит месяцы на то, чтобы добиться изменений в благоустройстве города. Но никто из них не хочет уезжать.

— В развивающихся странах много проблем и мало ресурсов, — говорит Сара Раджабли. — Но тем значимее то, что мы делаем.

***
фото: Данияр Кдыров и его работа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта