Бокс. Удар по стереотипам
Когда речь заходит о чемпионке по единоборствам, в моих мыслях возникает образ крупной и сильной женщины. Может, даже грубоватой. Потому что единоборства вроде бы должны требовать от нее умения быть если не агрессивной, то напористой.
Анастасия Романова из спортклуба «Дао гармония» производит, скорее, обратное впечатление. Улыбчивая и на вид безобидная красивая девушка. А между тем, Анастасия — действующая спортсменка, тренер по тайскому боксу, чемпионка мира и двукратная чемпионка Eвропы по муай тай в любительской и полупрофессиональной категории. И мы много говорим именно о борьбе, ударах, преодолении себя.
— Как ты узнала о тайском боксе?
— Я пришла в муай тай в 22 года. Подружка позвала попробовать. Она уже давно не занимается, а меня затянуло. Очаровало многообразие техники. Тайский бокс отличается от большинства единоборств тем, то в нем есть удары локтями и коленями. Возни в партере нет, но мы боремся в клинче: в стойке хватаешь противника и бьешь.
— Правда, что у него репутация самого жестокого и травмоопасного единоборства?
— У спортсменов, выступающих на профессиональном ринге, где работают без спортивной защиты, очень много травм. Например, рассечение, которое заживает очень сложно и оставляет шрамы. После сечки могут даже остановить бой из-за сильного кровотечения. В прошлом году на чемпионате Eвропы в Белоруссии парню ударом локтя сломали нос. У него был открытый перелом. Бой прекратили, ему засчитали поражение техническим нокаутом.
В полупрофессиональной категории выступают без шлема и защитного жилета, но с налокотниками. А в любительской используют шлем, жилет, налокотники и накладки на ноги.
— Как твои родители отнеслись к тому, что ты пошла в бокс, а не, скажем, в художественную гимнастику?
— Привыкли, что я всегда занимаюсь спортом… Вообще до десяти лет я играла на фортепьяно, потом бросила и записалась на волейбол, затем биатлон, после занималась спортивным туризмом, когда в университете училась. Мы по лесам и горам бегали по нескольку недель. Но нашла себя все-таки в боевых искусствах. Родители волновались, ведь, как ни крути, а в голову прилетает. Но я была уже взрослой, и было бесполезно на меня влиять.
— Ты ведешь свою группу: тайский бокс для женщин. Расскажи подробнее.
— Да, я активно развиваю и популяризую тайский бокс среди женщин. Когда занималась у своего тренера, то девочек было очень мало: они уходили через пару занятий. У меня появился азарт, кода тренер решил выставлять меня на соревнованиях. Девушек не было, и я на тренировках спарринговалась с парнями. По психологии мы разные, и парни ведут себя на ринге иначе, чем девушки. Нехватка женщин-партнеров на тренировках частично мотивировала вести женскую группу по муай тай. У меня получилось. Группе год, и у меня много постоянных учениц. Некоторые еще и подружек приводят. Как я поняла, им нравится заниматься именно у меня.
— Они приходят для спортивной карьеры или для поддержания здоровья?
— По-разному. Кто-то говорит, что хочет выступать на соревнованиях. Но большинство занимаются просто, чтобы снять напряжение после работы. Здесь можно с девчонками посмеяться, избить боксерский мешок. У меня занимаются еще мама с дочкой, так для них это семейный досуг. Женщины, которые хотят делать спортивную карьеру, уже выступали на областных соревнованиях, буквально в прошлом месяце. Несколько учениц, к сожалению, ушли, но сделали это из-за работы. Она съедает у людей все свободное время — им некогда заниматься саморазвитием.
— Расскажи какой-нибудь забавный случай из тренерской деятельности.
— Мы, собственно, всегда на позитиве, мои воспитанницы говорят, что у нас каждая тренировка забавная. Хотя есть один момент. Когда я только набирала женскую группу, мне во «вКонтакте» написала девочка, что ранее ходила на ММА (бои по смешанному стилю, популярный бренд единоборств — Л.Г.). Я думала, что придет уверенный боец, потому что в ММА есть удары ногами, руками, заломы, подхваты, броски и прочее. Значит, не придется учить ее с нуля. А пришла самая настоящая пышка! Прошел год, она похудела на 20 килограммов и выступает на соревнованиях.
— Как ты борешься со страхами своих учениц? Например, боязнью ударить другого человека? Ведь даже такие чемпионы, как Флойд Паттерсон, не могли включить режим «уничтожителя» на полную катушку.
— Подводящие упражнения. Сначала ставишь ученицу отрабатывать удары напротив зеркала. Потом по лапам, затем она избивает мешок. Так появляется уверенность в своих силах. После — работа в спаррингах. Но в полную силу бойцы рубятся только на ринге, и то, если противник равный. Мы спортсмены, а не отморозки.
— Наверняка к тебе приходят девочки научиться приемам самообороны? Ты сама дралась на улице?
— Я не знаю, в каком мире живут люди, когда приходят в спортивную секцию, «чтобы научиться драться». Я никогда не дралась на улице. Для самозащиты ношу газовый баллончик. Боевые искусства нужны для саморазвития. Вообще, чтобы не было конфликтов, надо знать цену словам, которые говоришь, не гулять по ночам, ибо ночью нормальные люди спят. Также не стоит ходить по злачным местам.
— Почему ты не хочешь учить парней?
— Во-первых, это глупо. Когда парень приходит в спортивную секцию, то он равняется на тренера. А если этот тренер — девушка, то непременно возникнут конфликты. Во-вторых, бывают моменты, когда надо повысить голос на ученика. И представь, что взрослая тетенька кричит на 14-летнего парня. Так у него неизбежно формируется мнение: «Женщина равно зло».
— Ты часто сталкиваешься со стереотипом, что женщине нечего делать в мире единоборств?
— Не часто, но бывает. Но этот стереотип разбивает женская лига UFC (промоушен боев по смешанному стилю — Л.Г.). Ронда Роузи, Миша Тейт, которая недавно родила ребенка, и, конечно, красавица Джина Карано. У нас известна Валентина Шевченко. Они все — звезды ММА и являются примером, что женщина-боец может быть и хорошей женой, и мамой.
***
фото: Занятие в группе по тайскому боксу ;Анастасия Романова.