X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Темная пятница

Не узнать о наступлении Черной пятницы практически невозможно.

Об этом бубнит радио в машине, включаешь дома телевизор — вещает о скидках, заходишь в Интернет — получаешь электронное сообщение о «долгожданной Black Friday». Не говоря уже о вывесках и баннерах. Удивительно, сколько денег уходит на рекламу скидок. Сразу задаешься вопросом: кому же они выгодны?

Черная пятница — настоящий праздник капитализма. Даже свое название она получила от английской идиомы «in the black» — черным в США называют положительный баланс, т.е. прибыль. Но не все предприниматели получают эту прибыль добросовестно. Бывает, за несколько дней до акции они специально взвинчивают цены, а потом снижают до изначальной стоимости, но с яркой надписью на ценнике: «Скидка 50%».

Стоит приглядеться к рекламным плакатам, чтобы рассмотреть нарочито маленькую «до». Так, в парфюмерном магазине обещанные крупным шрифтом скидки 70 процентов превращаются в 10-20 процентов скидки в лучшем случае. Для магазинов Черная пятница удачный повод продать неликвидный товар. В обычный день вы не взяли бы его, даже если бы вам доплатили. Скидки на качественный и дорогой товар есть, но, как правило, они лимитированы. Поэтому, если вы видите рекламу модного гаджета со скидкой 20 процентов — продаваться будет всего десять штук, и раскупят их быстро. Опытные покупатели долго отслеживают нужный им товар, чтобы успеть приобрести его со скидкой.

Но как обычному человеку выйти из морока Черной пятницы? Для этого достаточно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, знать свои права. Eсли в магазине сообщают, что товары с большой скидкой не подлежат возвращению, — это нарушение закона. Вернуть можно любой товар, который не предусмотрен правительственным перечнем не подлежащих возврату. И от скидок это не зависит. Поэтому если впопыхах взяли какую-нибудь ненужную или неподходящую вещицу — ее все-таки можно вернуть.

Во-вторых, можно проверить в Интернете, сколько стоит понравившийся вам холодильник в разных сетевых магазинах: достаточно вбить модель и фирму холодильника в поисковик.

В-третьих, не надо торопиться. Уже сегодня баннеры с «Только в Черную пятницу», сменились на «Объявляем черный ноябрь» (такая вывеска появилась на магазине одежды в центре города) или «Семь Черных пятниц на неделе» (так себя рекламирует популярный магазин обуви). Eсть даже вывески вроде «по многочисленным просьбам покупателей продляем Черную пятницу».

Тут все дело в том, что Черная пятница пришла к нам из США, где каждый четвертый четверг ноября отмечают День благодарения. Это традиционное выражение благодарности первым переселенцам, прибывшим к берегам Америки в 1620 году на знаменитом теперь судне «Мэйфлауэр». Они высадились на районе нынешнего штата Массачусетс и основали Плимутскую колонию.

Индейцы помогли англичанам выжить в тяжелых условиях незнакомого континента, подсказали, какие культуры высаживать на американской земле. За неожиданно богатый урожай переселенцы поблагодарили бога, а на сам праздник пригласили индейцев.

Теперь следующая за Днем благо- дарения пятница знаменует начало предрождественского сезона. В этот день начинается закупка подарков, отсюда и пора больших скидок на товары.

У нас же сезон праздничных покупок начинается в середине декабря, и именно тогда стоит ждать самых больших скидок. А Черная пятница — это нечто сродни Хэллоуину и Дню святого Валентина, заимствованный маркетинговый ход.

Да, чуть не забыла! Главное правило, соблюдая которое не попадешь в рекламные ловушки, — это планирование своего бюджета. Во многих развитых странах этому обучают в школах. В России — пока нет.

ФОТО ДEНИСА МОРГУНОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта