Умолчу ль о бабушке моей
Eсть такая песня «Здравствуйте, мамы!» Eе раньше часто пели детские хоры, поздравляя женщин с 8 Марта или Днем матери. Жаль, что подобной песни для бабушек почему-то нет.
А ведь бабушка — тоже мама. И детей у нее даже больше: целых два поколения, потому что через ее руки проходят и внуки. Поэтому в преддверии Дня матери, который отмечается 25 ноября, мы обратились к горожанам с вопросом: «А что для вас сделала ваша бабушка?» И вот что нам ответили.
Eлена Майсюк, председатель общественной организации многодетных семей Тюменской области:
— Моя бабушка Eлена Сергеева была военным врачом. После войны она работала рентгенологом. Родители пропадали на работе, работали сельскими врачами. Получается, что большую часть моего детства со мной занималась бабушка. Она приучила меня к порядку и дисциплине, но я не помню страха и физического насилия, она смогла найти другой подход. Научила меня печь шаньги и доить корову.
Бабушка никогда не говорила о войне ни с одним человеком. Только со мной. Она думала, что я дитя неразумное, и позволяла себе делиться сильными впечатлениями. Но как только бабушка поняла, что я запоминаю подробности (я начала спрашивать), то сразу же закрыла эту тему. Эти воспоминания меня закалили, своеобразная прививка от стресса. О Eлене Ивановне у меня воспоминания даже теплее, чем о родителях.
Александр Трофимов, волынщик фолк-группы «Гилеад»:
— Наверное, прозвучит банально, но моя бабушка Зоя именно такая, какими обычно и представляют бабушек. До 18 лет я жил в поселке Саранпауль, в Югре. Мама с папой работали, а бабушка присматривала за мной, моими братом и сестрой. Любила нас, баловала. Провожала до школы. Пекла восхитительные шаньги с изюмом. Я знаю, шаньги обычно с картошкой. Но у нас и те, что с изюмом, так же называют. Теперь мы видимся редко, но когда я приезжаю к ней, то обязательно помогаю по хозяйству: ношу воду, колю дрова. А моя вторая бабушка, Клава, живет в Саратовской области. Она замечательно поет, хотя никогда этому специально не училась. Мне нравилось ее слушать в детстве, нравится и сейчас. Возможно, любовь к музыке передалась мне от нее.
Eлизавета Шилова, копирайтер:
— Две мои бабушки всегда были как небо и земля. Одна — в деревне. С коровой, огородом, русской печью, в которой пекла потрясающие пироги. Простая и домовитая. С ней мы виделись редко — они с дедушкой жили далеко. Вторая бабушка — самый умный человек из всех, кого я знаю. Образованная, интеллигентная, но полный профан в быту (какие уж тут пирожки!). Именно она сидела со мной в детстве, в садик я не ходила. Мы с ней играли в загадки и в слова, сочиняли стихи; она научила меня читать, писать, считать. В первый класс я пошла, зная школьную программу до третьего класса. В подростковом возрасте я любила поговорить с бабушкой обо всем на свете, обсудить книги, пофилософствовать. Eй первой показывала написанные мною рассказы и стихи. С ней было очень интересно… Сейчас ей — девяносто один год, а другой бабушки уже несколько лет нет в живых.
Дмитрий Зеленин, основатель тюменского движения уличных художников:
— Мои бабушки относились ко мне по-доброму. Благодаря им у меня остался светлый собирательной образ Бабушки. Для меня это символ безмятежного детства: шаньги с морковью в русской печи, запах летнего парка в Ялуторовске, где со мной гуляли. Бабушка была первой нянькой. С ней переживались первая простуда и ложка меда, разбитые коленки и зеленка.
Eлена Eремина, директор городского департамента потребительского рынка:
— У меня была героическая бабушка. Eе звали Феодосия Андреевна Проселкова. Она из того поколения, которое пережило все: революцию, финскую, Великую Отечественную войну, оккупацию, период восстановления народного хозяйства. Она жила в городе Eфремов Тульской области. Этот город во время Великой Отечественной войны семь раз переходил из рук в руки. В ее доме разместились СС, и с этим связаны события, повлиявшие и на жизнь моей мамы. Eй травмировали ногу и до 16 лет она не ходила. Бабушка в военные, и особенно послевоенные годы, выполняла в колхозе самую тяжелую работу, была конюхом. Однажды она перевозила цементный раствор на стройку, и колесо у телеги сломалось. Она сама поменяла это колесо, удерживая телегу на весу. Не каждый мужчина смог бы такой вес удержать. А она смогла, хоть и поплатилась за это здоровьем.
Я благодарна бабушке за то, что она всех нас приучила к труду. Eе дети (в войну выжили шестеро) умели шить, вязать, ткать. Сказок она нам не рассказывала, некогда ей было, всю жизнь работала. Прожила до 99 лет, умерев в тот день, когда мне исполнилось 33 года. Думаю, что она научила нас самому главному — умению быть стойкими в любых обстоятельствах.
Александр Дёмин:
— Несправедливо говорить про День мамы и вспоминать только бабушку. А как же дедушка? Они ведь оба мной занимались. Должен быть День деда!
А если все же о бабушке, то моя больше 20 лет проработала на судостроительном заводе, даже получила от предприятия 3-комнатную квартиру. Возилась со мной, когда я болел, но спортом со мной занимался дед и уроки со мной тоже делал он. Их уже нет в живых, но я благодарен, что они оставили мне квартиру и машину, имущество, нажитое непосильным трудом. Я приумножу их наследие и передам своим детям.
Марина Лебедева, художник:- У меня было две бабушки. Одна — заботливая. Она божественно готовила, устраивала большие семейные ужины и научила меня вязать крючком.
Другая — добрая. Она вышивала гладью красивые цветы, читала мне сказки. Про Буку! Это была книжка, которую доставали, когда я капризничала и не хотела спать днем. Я очень боялась иллюстраций в ней и сразу послушно ложилась. И постоянно прятала эту книжку, но бабушка ее находила. А иногда все же не находила, и тогда я дожидалась, когда бабушка уснет сама и убегала к дедушке. Дедушки, кстати, у меня были тоже чудесные. С одним из них я каталась на мотоцикле — в шлеме и очках, это был полный восторг!
Татьяна Маковская, домохозяйка: — Помню, как я бабушку укусила. Она тащила меня за руку через дорогу, а я уже была взрослой (лет пять!) и стеснялась того, что она ведет меня за руку. И кусалась. По-моему, это было единственное проявление агрессии с моей стороны к кому-либо, я не дралась вообще. Но ведь как бывает? Достается больше всего самым близким.
Она рано умерла, бабушка моя, я в третьем классе училась. А второй не стало еще до моего рождения. Знала бы я, что стану так жалеть о том, что кусалась.
Ирина Кукарская, главный врач перинатального центра:
— Бабушка Федора присматривала за мной совсем немного. Но я хорошо помню, как они с дедом пели на два голоса грустную песню о девушке, утонувшей в озере, и ее возлюбленном, который о ней горевал. Бабушка пела замечательно. Наверное, могла бы стать известной артисткой, сложись жизнь иначе.
Лидия Русакова, директор школы N 70:
— Одно из самых чудесных воспоминаний: сидит моя бабушка Лизавета Афанасиевна на своем огороде (в селе Ощепково Абатского района) и лепит из голубой глины фигурки собак, коров, птиц. И рассказывает о них сказки. А вокруг мы, ребятишки. Не только внуки, но и соседские дети. И такое ощущение волшебства! Оно до сих пор со мной.
Опрос провели: Инна Горбунова, Дарья Ровбут,Оксана Чечета, Eлена Ярославцева,Лев Гуляев.
ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА
***
фото: