X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Как насчет прав ребенка?

21 ноября отмечается Всероссийский день правовой помощи детям.

Накануне мы попросили уполномоченного по защите прав ребенка Андрея Степанова высказать свое мнение по недавним громким происшествиям. Речь о двух ДТП, в результате которых остались сиротами дети.

В социальных сетях поднялась волна возмущения: кто-то требовал применить к виновным всю строгость закона, «чтоб другим неповадно было», другие настаивали, что детям нужнее не отмщение, а материальная компенсация. Кто из них прав?

Вопрос непростой. И с законодательной точки зрения, и с чисто человеческой. Статьи 25.1 УПК и 76.2 УК РФ гласят, что «лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред». В обоих случаях виновники ДТП принесли извинение родственникам погибших и возместили им моральный ущерб. Но общественность посчитала, что этого недостаточно. В одном случае прокуратура возвратила материалы уголовного дела на доследование. Во втором случае суд отказал сторонам в примирении и назначил виновнику два года восемь месяцев в колонии-поселении.

Тех, кто жаждал сурового наказания, такое развитие событий, наверно, устраивает. Но станет ли от этого легче четверым ребятишкам, чей отец погиб в аварии на трассе Курган-Тюмень? Тому ребенку, чья мама ранним августовским утром попала под колеса автомобиля на улице Советской? Что думает об этом детский омбудсмен?

— Уполномоченный обязан вставать на защиту ребенка, когда нарушается закон, нарушаются права несовершеннолетних, — говорит Андрей Степанов. — В данных случаях о нарушении законодательства речь не идет. А меру ответственности может определить только суд. У уполномоченного по правам ребенка нет полномочий вмешиваться в судебные решения. Это, на мой взгляд, вполне справедливо. Только суд устанавливает истину. Моя личная точка зрения в данном случае не имеет никакого значения. Но, если не касаться законодательных аспектов, а говорить только о нравственных и этических, то, я считаю, надо, конечно, думать о детях. Деньги нужны, чтобы компенсировать тот вред, который прямо или косвенно причинен несовершеннолетнему. Ребенка, особенно в случае потери кормильца, оставшимся членам семьи придется в дальнейшем растить, отправлять на отдых, обучение. Конечно, государство не оставит без помощи, будет выплачивать пенсию. Но кто знает, как сложилась бы жизнь детей, если бы их родители были живы, что они смог- ли бы сделать для них и уже не смогут? Жизнь длинная, расходов предстоит много.

В прошлом году ТюмГУ проводил исследование, нарушаются ли права детей в Тюменской области. Вывод такой: права ребенка нарушаются, это происходит, в том числе, и из-за несовершенства федеральных законов, в которых есть нестыковки. Например, до 2005 года, пока действовал Жилищный кодекс РСФСР, несовершеннолетнего нельзя было выставить на улицу за долги родителей без предоставления другого помещения, сейчас такой вариант возможен. Например, родители взяли ипотеку, но не потянули. Или вовремя не оформили ордер на бывшее служебное жилье.

Так что вариантов, когда детям необходима срочная правовая поддержка, остается множество.

***
фото: Андрей Степанов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта