X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Открыта комната истории закрытого учреждения

В исправительной колонии N 2 открыли комнату истории, экспонаты для которой собирали всем действующим коллективом учреждения и ветеранским сообществом. Принесли сюда даже упаковку… сосисок.

— Это образец той продукции, которую сейчас, среди прочего, изготавливают в промышленной зоне колонии, — объясняет председатель совета ветеранов ИК-2 Александр Зобнин.

За время работы в «двойке» — с 1974 года — какой только продукции, производимой на местной «промке», ни повидал Александр Дмитриевич. Он и начинал-то как раз с производства — пришел в ИК-2 мастером в кузнечно-штамповочный цех, где тогда изготавливали профессиональную светотехнику: прожектора, софиты…

— Их продавали не только в области и по стране, но и отправляли за границу, — рассказывает ветеран. — Точно помню, что в Польшу, Болгарию… Производство открыли по распоряжению Фурцевой. В том смысле, что она сказала — надо, а в МВД подумали, где бы можно было это делать, и выбрали нашу «двойку».

В память о том времени осталось несколько прожекторов, которые после закрытия производства лежали на складе колонии. Один из этих светильников приберег до поры Зобнин — и вот пора пришла: предмет, бывший когда-то настоящим колонии, стал ее историей и удостоился места в музейной экспозиции.

Eсть в музейной комнате и фотографии. Некоторые буквально реликтовые, сделанные в первые после открытия колонии годы. Одну из самых старых, 1964 года, принесла ветеран Зоя Халитова.

— Совсем еще девчонка! — восхитился, увидев этот снимок, другой ветеран — Владимир Иванов, первый директор производства ИК-2.

Александр Тарасов

Много фотографий — уже современных — сделал нынешний начальник ИК-2 Гейс Гулиев. Собственно, он-то и способствовал тому, чтобы идея о собственной экспозиции колонии воплотилась в жизнь. Ведь есть же о чем рассказать! Сколько вложено в становление учреждения труда сотрудников и — да, самих осужденных тоже. На территории колонии, которая изначально состояла из нескольких деревянных бараков, построили в свое время капитальные общежития, школу, профессиональное училище, медицинскую часть, промышленные цеха, проложили дорогу из города.

Кстати, осужденных вывозили и на строительство крупных городских объектов — например, моторного завода и КСК.

— Конечно, никто из сотрудников колонии не фотографировал, скорее всего, там — на стройке. Не до того было, надо было за контингентом следить, — говорит Александр Зобнин. — Но, вероятно, фотографии сохранились у ветеранов моторного. Очень бы хотелось их увидеть!

Александр Тарасов

Eсть в экспозиции ИК-2 и экспонаты, которые, на первый взгляд, со строительством никак не связаны, но — тем не менее. Речь о самодельной колоде игральных карт. Eе нашли, когда стали менять в штабе деревянные окна на пластиковые — под подоконником. Долго выстраивали логическую цепочку — откуда?! Пришли к выводу, что колоду там «заныкали» осужденные, которые строили это здание. Наверняка хотели позже пронести карты к себе на зону, но по каким-то причинам не сумели. А может, и просто забыли о них.

Без таких тюремных штук пред ставить себе музей колонии невозможно. Это тоже — часть жизни учреждения. Причем жизни очень насыщенной. Отражение некоторых ее сторон можно увидеть в так называемых «малявах». Это письма, которыми обменивались осужденные разных колоний. В отличие от писем обычных, эти пестрели жаргонизмами и содержали информацию, запрещенную к распространению. Кого раскороновали, кого, наоборот, назначили вором в законе, кто считается человеком уважаемым, а кто — нет… Оперативники такие записки перехватывали (собственно, делают это по сей день) и вот их специфическая коллекция пригодилась для экспозиции.

Но главное, конечно, не «малявы» с картами, а история сотрудников, которые вложили и продолжают вкладывать силы в непростое дело, которое в нашей стране было, есть и никуда, вероятнее всего, не денется.

— Мы специально выбрали для комнаты истории кабинет в штабе рядом с отделом кадров, чтобы приводить сюда соискателей и молодых сотрудников, поступающих к нам на службу, — говорит Александр Дмитриевич. — Важно, чтобы они знали, как все начиналось. И как стало.

Сейчас в учреждении имеются подразделения по пошиву обуви (для развития этого производства пригласисли заместителя директора фабрики «Восход» Анну Черемохину, которая работает здесь и сегодня), цеха по обработке дерева и металла, пекарня и мукомольный цех, участки по изготовлению керамзитоблоков, автомастерская, цеха по сушке овощей и изготовлению мясоколбасных изделий.

К слову, сосиски сразу после торжественного открытия экспозиции унесли. Комната истории не предназначена для хранения таких экспонатов.

Александр Тарасов

***
фото: Открытие комнаты истории в ИК-2 ;Экспонаты выставки ;Ветеран службы Валентина Плесовских, которая работала в колонии в 1970-х годах, рассматривает фотографии своих коллег ;Макет «двойки», какой она была в самом начале.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта