Поговорим с тобою, мама…
Инспекторы воспитательного отдела СИЗО1 говорят, что нет такой мамы, которая не простила бы не путевого сына. Поругать может — да, но тут же сама расплачется и неловко обнимет своего великовозрастно го мальчишку, который пере рос ее головы на две.
…- А пирожки мои как в детстве, так и сейчас любит — с капустой, — говорит пожилая женщина, теребя в руках целлофановый пакет.
Переживает, что не может угостить сына его любимыми пирожками с пылу с жару. Пока приготовит, пока приедет к СИЗО, пока пройдет досмотр… Хотя не в пирожках, конечно, дело, а в возможности лишний раз повидаться.
Вчера матерей и жен осужденных хозяйственного отряда пригласили в следственный изолятор N 1 — в честь предстоящего Дня матери. Матерей среди посетительниц было больше, чем жен. Женщины объяснили почему: снохи обычно ходят на длительные свидания. А мамам остается терпеливо ждать свиданий коротких, где общаться — через стекло, или вот такого щедрого подарка от руководства учреждения. Когда можно не просто посмотреть на сына, но обнять его, накормить чем-нибудь… — Нам сказали, торты можно принести, печенье, конфеты, угощение к чаю, в общем, — приоткрывают другие женщины свои сумки и пакеты. — Хочется подсластить им жизнь-то.
Хотя у самих мам жизнь, чего уж там, не сахар. Плакать некоторые начинают сразу же после досмотра, когда заходят на территорию изолятора. Пока инспектор воспитательного отдела Игорь Зарва сверяет женщин по списку, они еще как-то бодрятся, а потом повисает неловкая пауза — ждем остальную партию мам. Кто-то шмыгает.
— Да это от холода, — смущенно отмахиваются и запрокидывают лица, чтобы удержать слезы.
А там, наверху, совсем тошно — колючка по стенам.
…- Мамочки у нас молодцы! — рассказывает мне чуть позже, в корпусе хозотряда, начальник воспитательного отдела Eлена Быкова. — Они поддерживают сыновей. А без поддержки — какое исправление? Надо, чтобы человека обязательно кто-то любил… Мальчики мам тоже любят, по-честному. Жаль, что часто осознают это только здесь.
И начинают сочинять стихи для мам (педагог местной школы Татьяна Пятых даже литературный кружок организовала, чтобы осужденные могли развивать свой поэтический талант). Мастерят поделки и рисуют открытки к Новому году, 8 Марта, к Дню матери вот…
— На воле, с Днем матери? Нет, не поздравлял, — грустно улыбается одна из женщин. — С большими праздниками — да. А об этом он и не знал, наверное. Только здесь ему и рассказали… Ой, извините, вон мой идет! На работе был.
Начальник хозотряда Николай Болдырев говорит: всех, к кому пришли мамы и жены, на время отпустили с работы.
— Конечно, это не все осужденные, потому что их сейчас 81 человек в отряде — родственников каждого запустить на территорию учреждения невозможно. Да и не у всех мамы живут в Тюмени.
— Моя, например, далеко, — глядя на соседей по отряду, которые встречают гостей, говорит осужденный Валерий. — Да и болеет она, сложно ей было бы приехать…
Так что Валерий будет играть на гитаре и петь песню собственного сочинения для других мам. Просит не фотографировать его, чтобы вдруг не увидел сын. Мальчику говорят, что папа служит по контракту — не хотят, чтобы ребенок погружался в тюремную тему. Может, это и к лучшему…
— А то некоторые родители наоборот гордятся своим тюремным прошлым, и дети, глядя на них, учатся дурному, — делится наблюдениями Eлена Быкова.
Буквально на днях она вместе со школьными учителями и социальными работниками обходила подростков, чье поведение вызывает определенные опасения.
— Заходим в одну квартиру и видим, что папа-то — наш, все руки в наколках, — продолжает Eлена Викторовна. — И сын его говорит, что слышал — мол, в тюрьме хорошо, и он ее не боится. Представьте!
Разубеждали его всем женским составом воспитательной делегации. Очень надеются, что к воспитательной работе подключится и мама того мальчика: пусть представит на минуточку, каково это будет — несколько лет носить за решетку пирожки. А носить, случись что, все равно будет.
— Ведь они для мам всегда детьми остаются, даже если такие вот больше уже, — рассуждает Eлена Быкова.
А из «Литературной гостиной» — из кабинета, который на время мероприятия переоборудовали под актовый зал, — уже доносятся стихи и песня «Поговори со мною, мама…»
И мамы говорят. О том, как хотели бы видеть своих сыновей на свободе, как болит о них сердце, как тяжко смотреть на внуков, растущих без отца, как устает сноха, работая на двух работах, как дома все ветшает без крепкой мужской руки…
***
фото: Фильм для мам ;Дорога к сыновьям ;Елена Быкова встречает женщин на КПП.