Попросить о помощи не стыдно
Специалисты городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта готовят листовки для школьников и родителей. В листовках советы — что делать, если у ребенка не оказалось денег на проезд в автобусе, а ехать надо.
— Планируем передать буклеты в образовательные учреждения. Кроме того, информация будет размещена и в автобусах, — рассказывает заместитель директора департамента Eвгений Ташланов.
Eще транспортники хотят побывать на классных часах в школах и лично рассказать детям, что те могут предпринять в нестандартной ситуации. К слову, все водители общественного транспорта и кондукторы предупреждены, что не имеют права высаживать юных пассажиров, которые просят о помощи. Им даны рекомендации, как действовать, если ребенок не может оплатить проезд. Накануне это обсудили на рабочем совещании в «Тюменьгортрансе», куда пришел заместитель главы города Максим Афанасьев.
Тема снова вышла на первый план, когда в интернете появилась информация об одиннадцатилетней девочке. Вроде как она задремала и проспала свою остановку, уехала на конечную, а денег на новую поездку, чтобы вернуться на автобусе домой, у нее не осталось — ни наличных, ни на транспортной карте. Да еще телефон как на грех сломался. Школьница якобы просила кондукторов разных автобусов довезти ее бесплатно, но они отказали — пришлось ей идти пешком: пятнадцать километров, пять часов. Правда, пока эта информация известна журналистам только со слов мамы девочки и ее самой. Сотрудники регионального управления СКР взялись проверить сказанное — хотят выяснить, какие именно кондукторы не оказали помощи ребенку.
Как и любая другая новость, эта удостоилась диаметрально разных комментариев в соцсетях: большинство комментаторов, конечно, негодуют по поводу бездушности взрослых — кондукторов, пассажиров, прохожих. Но есть и те, кто подозревает, что девочка не очень-то о помощи и просила. В смысле, использовала не все возможности. Мол, неужели за пятичасовую дорогу ей не попались навстречу полицейские, она не могла зайти в какое-нибудь учебное заведение или в большой магазин — попросить позвонить маме или, в конце концов, в ту же полицию? Там-то бы точно среагировали.
— Чтобы подойти к незнакомому человеку и что-то у него попросить, нужна социальная смелость, — говорит по этому поводу Инна Васильева, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, член общественного совета при УМВД по Тюменской области.
Социальная смелость — качество, приобретаемое с возрастом. А ребенка ей надо учить, считает Инна Витальевна. И задает риторический вопрос: только кто будет это делать? Вечно занятые родители, которые видятся с подростками разве что за ужином после работы? «Разумеется, в идеале очень бы хотелось, чтобы ребенок выходил из семьи полностью адаптированным к жизни в большом городе. Но давайте исходить из реальной ситуации: больше времени дети проводят в школе, в кружках, секциях… А значит, педагоги должны разговаривать с ними на эти темы. Без административного ресурса в любом случае не обойтись, — говорит Васильева. — Город разработал рекомендации, связанные с проездом детей в общественном транспорте, — отлично! Но надо идти дальше, расширять тему обеспечения детской безопасности и благополучия. Почему бы не предложить крупным сетевым магазинам или, например, аптекам разместить рядом со своими вывесками заметные баннеры, которые будут гласить, что ребенок, нуждающийся в помощи, может обратиться к ним? Поверьте, если такого призыва не будет, подросток не осмелится зайти туда с какой-либо просьбой. Это особенности возраста: самостоятельное обращение за помощью к чужому человеку расценивается подростком как признание своей слабости, считается серьезным ударом по самооценке. Он, скорее, расплачется, распсихуется или замкнется, чем прибегнет к этому. А если на каж- дом углу ему будут говорить о том, что обратиться за помощью — это нормально и не стыдно, то восприятие, вероятнее всего, будет иным».
ФОТО АЛEКСАНДРА ТАРАСОВА
***
фото: