С правом на страсть и свободу
Полчаса оваций, три выхода на бис — так тюменцы провожали артистов танцевального коллектива «Los Potros Malambo».
Темперамент аргентинского танца маламбо настолько жгуч, что, казалось, сцена филармонии вот-вот задымится. И так на протяжении полутора часов, без антракта. Экспрессия, которую артисты вкладывали в каждое движение, ошеломляла, вдавливала зрителей в кресла, как будто зал накрывала невиданной силы лавина.
Впрочем, так оно и было. Каждый солист исполнял свою партию так, будто стремился доказать, что маламбо, танец аргентинских пастухов-гаучо, — самый темпераментный в мире, и равных ему нет.
В русской культуре пастух ассоциируется с созерцанием природы и с неспешным течением жизни. Пока стадо щиплет травку, есть время на дудочке поиграть. У аргентинских гаучо, видимо, совсем другие условия работы — им на месте не сидится. Энергия бьет через край, пыль клубится под ногами. Для самовыражения подходят любые подручные средства. Например, пастуший посох, который в руках танцора становится похожим на боевой посох монахов Шаолиня. Или лассо-плетка (бола) с круглыми камнями, привязанными к концам. С этими предметами можно вытворять такие чудеса, что позавидовали бы жонглеры цирка дю Солей: например, вращать болу с немыслимой скоростью, одновременно выбивая ритм каблуками (это топанье называется zapateo), и выделывать стопами такие замысловатые финты, что у зрителя кружится голова.
Все потому, что маламбо — гремучая смесь нескольких видов самых энергичных танцев народов мира. В нем угадываются элементы ирландской джиги, испанского фламенко, кубинского сона, кавказской лезгинки и, конечно, афроамериканской чечетки. А с аргентинским танго, несмотря на всю разницу стилей, их объединяет музыкальное сопровождение — бешеный ритм барабанов в маламбо удивительным образом сочетается с лирическими, переворачивающими душу мелодиями, исполняемыми на губной гармошке.
А какую битву характеров демонстрируют танцоры! Здесь каждый как матадор. Брутален, сосредоточен, натянут словно струна. От этой рвущейся наружу энергии бык, наверное, упал бы замертво, даже не приблизившись.
Вообще, маламбо считается исключительно мужским танцем, но в составе коллектива «Los Potros Malambo» вместе с восемью мужчинами выступает и девушка. Она виртуозно справляется с самыми технически и физически сложными танцевальными движениями. Даже болу крутит наравне с мужчинами, ничуть им в скорости и ловкости не уступая. Но движения у нее получаются мягче, грациозней, оттеняя восхитительную мужественность танцовщиков. Женская партия в этом танце — удивительное сочетание характеров Кармен, Жанны Д’Арк и Эсмеральды. На сцене девушка почти все время в мужских костюмах, только однажды, выходя на сольный танец, надевает длинное и широкое испанское платье.
За 20 лет существования коллектив «Los Potros Malambo» завоевал множество наград на крупных национальных фольклорных и танцевальных фестивалях, объездил все страны Eвропы, был в Америке, в Китае. Везде его выступление производило фурор. Зажгли аргентинцы и в Тюмени. Зал аплодировал стоя. Неизвестно, слышали ли артисты русское слово «молодцы» прежде, но его так долго скандировала тюменская публика, что о значении танцоры явно догадались.
— Да я просто на десять лет помолодела! — услышала я слова одной зрительницы после концерта. Так вот где он, эликсир молодости.
***
фото: Выступление «Los Potros Malambo» в Тюмени. ;