И быльем поросло?
Исполнилось сто лет с момента окончания Первой мировой войны. 11 ноября 1918 года недалеко от французского города Компьень был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией. Так была поставлена точка в бойне, в которой погибло более 10 миллионов человек.
В нашей стране не любят вспоминать о Первой мировой. Хотя во Франции, Англии, Сербии, Польше, Бельгии и даже в Сингапуре стоят памятники, посвященные ее солдатам. В России же первый такой монумент появился в 2004 году.
Да что говорить, сегодня в тюменских музеях нет ни одной выставки, посвященной годовщине подписания мирного договора.
Между тем, в 2014 году стало известно, что архив Первой мировой хранится в Ялуторовске. В 1941 году его из Москвы перевезли в Сибирь, чтобы сберечь ценнейшие документы. Среди которых — картотека «Бюро учета потерь на фронтах Первой мировой войны с 1914 по 1918 годы». Это тысячи ящиков с данными солдат и офицеров русской армии, убитых, раненых и попавших в плен.
— В этой картотеке я видел две карточки Василия Блюхера, — рассказывает известный ялуторовский историк Павел Белоглазов. — Будущий красный маршал был дважды ранен на фронтах Первой мировой. То есть человек мог попасть в этот список несколько раз.
Мне тоже показали фото одной из таких карточек. Андрей Трофимович Крохин, гренадер Второго Фанагорийского гренадерского полка. Уроженец Вологодской губернии.
— Eсли говорить о тюменских участниках той войны, то, к сожалению, спустя сто лет невозможно назвать их точное число, — продолжает Павел Калистратович. — Тогда Тюменской области не существовало. Потребуются еще долгие годы, чтобы установить все имена.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: Памятник погибшим воинам Первой мировой в Сен-Поль-де-Ванс (Франция).;Ольга Тарасова, директор госархива Тюменской области и историк Александр Петрушин знакомятся с картотекой бюро учета потерь на фронтах Первой мировой