X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Чем ценно Чеховское пенсне

В Тюменском институте культуры есть кафедра, которая сотрудничает с ЮНEСКО. На ней учат необычным вещам: например, разговаривать с предметами или даже консервировать гвозди.

Валентина Семенова — руководитель представительства кафедры ЮНEСКО и заведующая кафедрой истории, искусствоведения и музейного дела, уверена, что музейщики учатся именно в институте культуры неслучайно. Ведь чтобы стать хорошим музейным работником, надо быть человеком творческим, образованным и талантливым. О том, как научиться читать свой город, словно книгу, и как в этом может помочь кафедра ЮНEСКО, мы и беседуем.

— Наши студенты талантливые и мотивированные, — рассказывает Валентина Ивановна. — Учиться музейному делу дорого, и эту цену устанавливает министерство образования. Родители редко готовы платить 200 тысяч рублей в год на обучение ребенка специальности, которая вряд ли окупится. Поэтому у нас борются за бюджетные места, их может быть 5-6 на курс. Музейное дело и искусствоведение — профессии, которые требуют определенной одаренности. Здесь учат самостоятельному, индивидуальному творчеству. Специалист должен уметь сформировать коллекцию, провести экспедицию, уметь видеть памятники историко-культурного и природного наследия. Наши студенты пишут неповторимые дипломные работы, которые хранятся на кафедре с 1997 года, когда состоялся первый выпуск. С ними невозможно расстаться. Потому что это уникальные исследования. Например, студент написал историю стекольных предприятий в районе. Второй такой работы нет. И все это можно использовать в дальнейшем.

— Прямо напротив вашего здания участники «Том Сойер феста» восстановили историческое здание, слышали об этом?

— Да, но «Том Сойер фест» — отдельная программа, и у музейщиков к ней отношение довольно осторожное. Человек, который собирается работать с подлинником, должен обладать специальной квалификацией. Даже просто чтобы отчистить предмет, нужна определенная подготовка. Поэтому «Том Сойер фест» помогает владельцам только тех домов, что не имеют исторического значения. Человек, который от чистого сердца помогает прибираться, по незнанию может многому навредить.

Александр Тарасов

— А как отличить объекты исторического значения от обычных домов?

— Наследие — это объекты, которые содержат социально значимую информацию. У вещи есть легенда. Она связана с каким-то человеком или событием. Она подлинная, она участница этих событий. Т.е. возьмем пенсне Чехова — самое важное в нем, что оно с носа Чехова. Чтобы подтвердить это, надо столько атрибуций и экспертиз! Памятник — это источник. В процессе совершенствования наших методов исследования он может дать нам все новую и новую социально значимую информацию. Например, в Кремле есть дерево, посаженное Юрием Гагариным. Конечно, многие люди занимаются посадкой деревьев, спасибо им! Но когда дерево Гагарина заболело, его лечением занялся огромный музейный отряд. Только потому, что оно посажено Гагариным. Вылечили.

— А для чего вы стали сотрудничать с ЮНEСКО?

— В первую очередь для повышения уровня образования. Вообще ЮНEСКО, это международная организация, созданная при ООН, для развития культуры и образования. После Второй мировой войны стал расти и уровень образования по всему миру. А музеи стали центрами самообразования, в которых очень нужны были люди, умеющие популярно, живо и эмоционально объяснить сложное. И выставки подготовить такие, чтобы любой человек с определенной культурной подготовкой мог понять экспозицию и без экскурсовода.

Александр Тарасов

Музеи и сейчас играют колоссальную роль. Может быть, как Дома культуры в свое время, где обязательно устраивали танцы и встречи с интересными людьми, показывали кино. Сейчас, и тому пример — наш музейный комплекс, такими культурными центрами стали музеи. И местному музейному делу, которое всегда стремилось к уровню мировых стандартов, необходимо повышать качество. Поэтому мы и решили присоединиться к ЮНEСКО.

— Чем занимается ваше представительство кафедры ЮНEСКО?

— Наши студенты участвуют в конкурсах ЮНEСКО, преподаватели — в проектах. Планируем открытие кафедры, которая продвигала бы наследие нашей области. У нас в регионе огромное количество мест, связанных с определенными людьми. И если, например, люди любят Пришвина, мы можем провести их по маршруту, связанному с ним.

Мы уже сегодня продвигаем наши проекты. В прошлом году взялись за тему Первой мировой войны. У нас в городе, конечно, не проходили бои, но были георгиевские кавалеры. Были госпитали. Были места, где собирали рекрутов на войну. Мы восстанавливаем фамилии людей, которые уходили отсюда на Первую мировую. Следующая страница — гражданская война. Сколько у нас в городе обелисков? Но мы-то сейчас понимаем, что были не только красные, но и белые. Это кровавая история, но в истории нет страниц, которые мы имеем право забыть. А у нас огромное количество не актуализированных страниц истории. И все они не просто умозрительные, они зримые, к ним можно прикоснуться.

Каждое поколение оставляет следы. И наша цель — не просидеть в наушниках и очках виртуальной реальности. Мы тоже должны оставить след. Чтобы по нему можно было провести экскурсию и сказать: вот какие были люди, вот что они сделали, вот чем увлекались. Музеи — это противоядие от современных чрезмерностей. Я не против новых технологий, но человек должен оставаться человеком. Осязать, строить, ходить по своей земле. И не просто ходить, но понимать: почему улица так называется? Что это за дом? Этот дом начала века или более старый? Человек должен читать свой город как книгу. А мы можем ему в этом помочь, если научимся объяснять легко и виртуозно. Над этим мы и работаем.

***
фото: Валентина Семенова ;Так выглядит курсовая работа студента музейного дела ;В коллекции кафедры хранятся подлинники.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта