X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Военный пунктир

«.Нижепоименованный офицерский состав, погибший в боях против немецко-фашистских войск, исключается из списков Красной Армии:

…138. Младший лейтенант Субботин Иван Петрович — командир самоходной установки 1509 самоходного артиллерийского полка. Умер от ран 27.4.45 г. 1923 г., мать Субботина Матрена Васильевна, Викуловский р-н, с. Скрипкино.»

(из приказа Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР. 11 июля 1945 г., N 01961).

В истории Ивана Субботина, которую я хочу рассказать, есть только два события, совершенно не вызывающих сомнения. Одно, случившееся в самом конце войны, я только что процитировал.

Другое, столь же четко отраженное в документах, произошло в самом начале — в декабре 1941 года. Прежде чем приступить к изложению подробностей, я хотел бы предупредить читателя. О том, что между этими двумя датами — наши предположения, которыми мы восполняем недостаток фактических материалов, неполноту данных. А также утрату (не нами, конечно!) многих сведений — за давностью лет, за строгостью инструкций, по которым отправлялось в огонь то, что, по моему разумению, должно храниться вечно. И, конечно, многое исчезло в связи с неумолимостью времени, ограничивающего срок жизни тех, кто мог бы нам рассказать то, о чем нам приходится догадываться.

Мы попытаемся связать, опустив, словно в проявитель, немногочисленные факты, собранные нами. И постараемся, продолжив сравнение, закрепить их на бумаге. И таким образом сложить, как мне кажется, достоверную и непротиворечивую историю солдата и командира, погибшего на одной из последних страниц Великой Отечественной войны.

Я понимаю, что проложенный нами маршрут — это, скорее, пунктир. Но ведь от многих и многих, погибших на этой войне, к сожалению, не осталось и пунктира! Поэтому согласимся с пунктиром. В надежде, что продолжающееся, пусть медленное, с явной неохотой, раскрытие военных архивов, принесет новые сведения. И мы, или кто-то после нас, сможет дополнить и уточнить этот текст.

А теперь вернемся к началу истории Ивана Субботина. 18 декабря 1941 года техник-интендант 1 ранга Лавренков, викуловский райвоенком, направил в город Ишим, в распоряжение начальника 2-й Ленинградской авиашколы, команду стрелков (так написано в документе), призванных военкоматом. Но в Ишиме оказалось, что «направление в авиашколу», которая действительно эвакуирована из Ленинграда в этот сибирский город, было только прикрытием. Викуловская команда, составленная из ребят 1923 года рождения, как и такие же команды из других районов нынешнего тюменского юга — от Уватского до Маслянского — отправлялась на формирование в Синицынском бору под Ишимом новой пехотной дивизии. Позднее она получила номер 229-й стрелковой, погибшей при обороне Смоленска.

Иван Субботин зачислен рядовым в 811-й стрелковый полк. И он как будто растворился среди красно- армейцев, одетых в одинаковые серые шинели. Кому бы достало сил и возможностей проследить его путь на войне? Ведь следующий официальный документ, имеющий прямое и непосредственное отношение к Субботину Ивану Петровичу, родившемуся в 1923 году в с. Скрипкино, появится только через три с половиной года. Это приказ N 8/н от 4.05.1945 г., изданный 2-м гвардейским механизированным корпусом Второго Украинского фронта — о награждении младшего лейтенанта Субботина Ивана Петровича орденом Красной звезды.

Но не будем отчаиваться. Eсть над чем поразмышлять. Сравнительно недавно мы имели возможность подробно изучить краткий, трагический и, в то же время, героический путь 229-й стрелковой дивизии. 17 июля 1942 года эта дивизия высадилась на волжском берегу в Сталинграде. В пешем строю она преодолела 150 километров через степь на обоих берегах Дона и в ожидании наступающей на восток 6-й полевой армии генерала Фридриха Паулюса «заняла рубеж», который существовал только на карте. На левом фланге этой позиции, левее станицы Суровикино, и пытался зарыться в сухую каменистую землю 811-й стрелковый полк.

История этого противостояния подробно изложена в книге «Возвращенные имена», изданной «Тюменским курьером» в 2012 году. А там на странице 143 всего в трех строках уместилось все, что мы тогда знали об Иване Субботине.

Стрелковая дивизия полного состава — примерно 11000 бойцов. Эта мобилизация военного времени, наскоро обученная стрельбе и штыковому бою, не обкатанная танками, все же сумела продержаться на танкоопасных направлениях целых 17 дней. С 24 июля по 10 августа 1942 года. Из окружения на левый берег Дона вышло примерно 750 человек. Многие погибли или попали в плен.

А кто-то, как Петр Александров из команды Сорокинского военкомата, переправился через Дон самостоятельно. Был допрошен, направлен в строевую часть и благополучно довоевал до победы.

Кто-то, как Александр Волохов из команды Байкаловского райвоенкомата (теперь это территория Ярковского района), рядовой того же 811-го стрелкового полка, скрывался от немцев у местного населения. После освобождения территории был вновь мобилизован полевым военкоматом, стал артиллеристом и за форсирование Днепра — Героем Советского Союза.

Кто-то, как Павел Зенков, из призывников Ишимского района, из окружения вышел. Зачислен в 41-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Считается пропавшим без вести в боях уже в октябре 1942 года.

Какой из вариантов выбрала фронтовая судьба для Ивана Субботина? В списках безвозвратных потерь, составленных в Подмосковье командованием заново, в третий раз, формируемой 229-й стрелковой дивизии, он числится пропавшим без вести. Как числятся в тех же списках Александр Волохов, Павел Зенков и Валерия Гнаровская. Я должен напомнить, что списки личного состава дивизии, попавшей в окружение, полагалось сжечь. Потом их восстанавливали по письмам, которые приходили в адрес полевой почты N 1699. Те, кто вышел в одиночку и уже давно воевал в других частях, считались пропавшими без вести. Такова реальность войны.

Судя по приказу Главного управления кадров, Иван Субботин из окружения в большой излучине реки Дон тоже сумел выйти. Более того, у нас есть основание предполагать, что он продолжал воевать под Сталинградом.

Но мы вступаем в самый сложный этап нашего расследования. Поэтому продолжим не спеша.

Продолжение следует.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта