X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Убийца— не дворецкий, а сторож

— За оградительную ленту всей толпой не заходим, по месту преступления не топчемся! — предупреждает следователей Владимир Уваров, руководитель отдела криминалистики регионального управления СКР.

Среди следователей, которые стоят перед оградительной лентой, есть и опытные сыщики, и начинающие специалисты, поступившие на службу в Следственный комитет меньше года назад. Но правила детективной игры для всех одинаковые.

В пятницу следователей собрали на ежегодную учебно-практическую конференцию. С утра они изучали особенности судебного разбирательства уголовных дел с участием присяжных заседателей, тактику расследования киберпреступлений и преступлений, связанных с невыплатой заработной платы. Учились также оказывать первую помощь людям, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.

А после обеда участников конференции вывезли на тренировочный полигон военного следственного отдела СКР, что на улице Ямской. Попрактиковаться.

— Здесь совершено убийство, замаскированное под суицид. Сторож пришел утром в складское помещение и увидел своего ночного сменщика повешенным, — рассказывает Владимир Уваров фабулу придуманного преступления.

Придумывали его следователи-криминалисты, опираясь на личный многолетний профессиональный опыт: постарались подкинуть на место «учебного преступления» улики, которые чаще всего оставляют после себя злоумышленики, но которые так просто — с наскока — не найдешь. Придется хорошо постараться, чтобы по максимуму собрать информацию, которая поможет раскрыть преступление. Второго такого шанса не будет.

— Грамотно проведенный осмотр места преступления — залог успешного расследования, — говорит Владимир Андреевич. — Хорошо поработав, следователь может сразу же вычислить подозреваемого.

Лично я заподозрила в убийстве утреннего сторожа. Но следователи зашикали на меня: мол, делать скоропалительные выводы из серии «убийца — дворецкий» — это большая ошибка. И вообще: интуиция интуицией, но для обвинения, а потом и суда нужны неопровержимые доказательства. Вот их-то и предложили отыскать следователям. По два человека их запускали за ленту, где на пыльном полу был раскидан всякий мусор, валялась опрокинутая табуретка, а под потолком на веревке висел деревянный манекен.

— Можно заходить в соседние помещения, — разрешил следователь-криминалист Владимир Безрядин, проводивший практическое занятие. — И подсказывать друг другу тоже можно. Наша задача — не соревноваться между собой, а поделиться опытом. Кто и что уже заметил?

— На повешенном нет одного ботинка, — говорит кто-то из наблюдающих.

— На полу видно след — как будто тело волочили.

— Петля не самозатягивающаяся, — сообщает сверху следователь, который залез на стремянку и рассматривает манекен оттуда.

Eще кто-то заметил, что, даже встав на табуретку, сторож не дотянулся бы до петли, чтобы накинуть ее себе на шею.

— Но все равно надо замерить расстояние от табуретки до петли, сопоставить его с ростом погибшего, — советуют коллегам из-за ленточки.

Все это похоже на компьютерный квест: направь своего героя в соседнюю комнату и найдешь там тот самый ботинок. Но шагать герою надо аккуратно, чтобы не наступить на следы преступника. Да и преступник, чтобы помешать поискам, может подложить тем, кто пойдет по его следам, свинью. Точнее… мину. Так что аккуратным надо быть вдвойне.

— Следователь может столкнуться с чем угодно, — говорит Уваров. — Для того и нужны такие тренировки. Особенно для молодых специалистов, у которых еще не так много практического опыта.

Зато в их головах еще очень свежа теория, с удовольствием отметил Владимир Безрядин. Он принес с собой на полигон разные приборы, стоящие на вооружении регионального управления СКР. Молодые сотрудники без запинок ответили, какой из приборов предназначен для поиска сим-карт, какой — распознает биологические следы. Такие гаджеты — хорошее подспорье в работе следователя. В частности, во время осмотра места преступления. Но ручной работы никто не отменял и вряд ли когда-нибудь техника полностью придет на смену сыщикам.

Ведь, например, прежде чем искать биологические следы, надо решить, где именно их искать. А если место преступления — огромный склад со всяким хламом на полу?

— Думаю, надо забрать на экспертизу вот эту пустую бутылку из-под водки, — предлагает один из следователей.

— Правильно! — подает голос его старший товарищ. — Только как ты ее упакуешь, чтобы не стереть следы? А то в каком только виде не приносят изъятые вещи на исследование экспертам! Иногда на них и следов-то уже никаких не найти.

Правильно запаковывать вещественные доказательства учились на том же полигоне военного следственного отдела, но в другом ангаре. Здесь для тренировочного занятия инсценировали убийство из пистолета.

P.S. И да, убийцей в первом случае оказался утренний сторож. Моя версия оказалась верна! Но с той разницей, что я предполагала, а следователи нашли тому неопровержимые доказательства.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Владимир Уваров проводит инструктаж для молодых следователей;На месте «учебного преступления».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта