Музыка хорошая и гениальная
Не только услышать, но и понять великих композиторов предложили нам организаторы музыкального фестиваля «Алябьевская осень» в этом году.
Погружение началось с лекции, посвященной биографии Александра Алябьева. Музыковеды из Москвы привезли малоизвестную информацию, заставив нас усомниться в том, что мы знаем о нашем земляке достаточно. Нас познакомили с редкими произведениями Алябьева и его современников.
И финал фестиваля не уронил заданной планки. Слушателям вновь представили редкие и особенные мелодии. Одна из них — единственная струнная симфония Григория Свиридова.
— Он гений, — говорит Юрий Башмет, руководитель оркестра «Солисты Москвы». — Но его струнная симфония почти нигде не звучит, сам он ее называл своим «больным зубом». После смерти Свиридова ко мне подошла его вдова и рассказала о его мечте — чтобы мы устроили этой симфонии мировую премьеру.
Но самым ожидаемым событием фестиваля стал музыкально-литературный спектакль «Моцарт и Сальери». И собрал аншлаг.
— Мне кажется, я играл это произведение тысячи раз, — рассказывает Григорий Сиятвинда, исполнитель главной роли. — В университете мне доверили роль Моцарта. После я дорос до Сальери. И вот участвую в этом прекрасном литературном спектакле. Будто репетировал его всю жизнь.
Григорий приехал на тюменский фестиваль из Москвы. Правда, до этого он уехал в столицу из Тюмени и стал там заслуженным артистом России. Признается: играть для земляков особенно волнительно. К тому же Григорий Сиятвинда совсем не похож на гордого пушкинского злодея. Он улыбчивый, скромный и на каждое наше «спасибо» складывает руки в молитвенном жесте, отвечая «с удовольствием». Впрочем, актер и к Сальери призывает отнестись с пониманием.
Юрий Башмет тоже ценит современника Моцарта, хвалит его музыкальный язык и качество, с которым написаны произведения.
— Но Моцарт говорил с богом, а Сальери нет, — разводит руками Юрий Абрамович.
Чтобы понять, чем отличается такой разговор от просто очень качественной музыки, — сыграли произведения обоих композиторов. Где должны звучать мелодии Моцарта, подсказывает сам Пушкин в своем произведении, остальное время звучит Сальери. Почувствовали ли мы разницу? «Реквием» Моцарта заставил зрительный зал плакать. К слову, музыку Моцарта исполнил на фортепиано студент Тюменского колледжа искусств, а Сальери — оркестр знаменитого Юрия Башмета. Но плакали все же на Моцарте.
— Дело не только в музыке, — считает Юрий Башмет. — Мы никогда не играем автоматически. Настраиваемся на актера, на настроение, играем либо на контрасте, либо в гармонии. Импровизация — вот что помогает слушателю стать соучастником происходящего. Когда музыка рождается здесь и сейчас. Не будет этого — на наши концерты больше не пойдут.
Участие Юрия Абрамовича в «Алябьевской осени» смело можно назвать традиционным. Кстати, он заранее согласился сыграть для нас что-нибудь удивительное и редкое и в следующем году.
***
фото: Юрий Башмет ;Оркестр «Солисты Москвы» — нередкий гость на фестивале «Алябьевская осень» ;Григорий Сиятвинда ;В следующем году столичные музыканты обещали привезти что-нибудь интересное.