X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Они снова мечтают о парусах

Писателю Владиславу Крапивину 14 октября исполняется 80 лет.

В его книгах для детей — целый мир, где живут мальчишки-мечтатели. Чтобы их встретить, не надо ехать в Хогвартс, не надо путешествовать по мистическим мирам или быть волшебником. Они все еще живут рядом с нами: ходят в обычные школы, посещают кружки, дружат, ссорятся, иногда даже дерутся, но все равно мечтают.

Владислав Петрович когда-то сказал: «Детство — это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нем все равно всегда остается: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы».

Ну что ж. Расскажем и мы свою сказку-быль.

Никогда не отказывайся от мечты

В школе N 27 работает единственный в Тюмени, говорят, даже во всей Тюменской области, школьный кружок судомоделирования. Существует он почти полтора десятка лет — с тех пор, как учителем технологии в школе начал работать Виктор Рагозин. — Детство у меня было трудное, детдомовское, — рассказывает Виктор Николаевич. — Нас домашние ребята не любили. С «домашниками» были у нас и мелкие, и крупные стычки, и встречи один на один, которые заканчивались разбитыми носами, и драки, когда все идут против одного, и почти побоища стенка на стенку. Не до мечтаний, казалось бы, тогда нам было — голодно, одиноко, неуютно. Выжить бы, отстоять себя. А мы, как ни странно, мечтали. Забравшись под одеяло, зачитывались книгами о путешествиях. Мне очень нравились тогда «Алые паруса». Я представлял, будто стою, как Артур Грэй, на капитанском мостике, ветер сбивает с ног, морские брызги бьют в лицо, но я так счастлив! Очень хотелось поделиться радостью и сделать так, чтобы все вокруг тоже были счастливы. Я знал, что обязательно будут работать с детьми, воспитывать их, чтобы они не были жестокими.

Александр Тарасов

Однажды мальчишкам детдома повезло. Учитель, который преподавал технический труд, предложил пятиклашкам смастерить вместе с ним настоящую лодку. Не отремонтировать старую с дырявым днищем, а построить свою, с нуля, по настоящим чертежам. — Мы все лето кроили ее из листов алюминия, сверлили отверстия, делали клепки, — вспоминает Виктор Николаевич. — А ближе к осени спустили на воду. Гордились делом своих рук и говорили о дальних морских походах.. А после армии я пришел работать на моторный завод, где в то время был свой яхт-клуб. И на Андреевском озере впервые вблизи увидел паруса. Научился вязать морские узлы, ходить на яхте, а через несколько лет, когда уже работал учителем в школе N 41, набрал первую группу школьников.

Пробовал он заниматься с мальчишками и авиамоделированием, но тяга к морским путешествиям все-таки победила. Кубков, медалей, дипломов и грамот на соревнованиях разного уровня за эти годы получено столько, что они не помещаются на двух полках в кабинете технологии. Самые ценные призы выставлены на стеллажах у кабинета директора. — Ну не свершилось, не получилось у меня по морям походить или путешествовать по свету, как Федор Конюхов. Может, у тех, кто сейчас занимается в нашем кружке, это получится, — говорит Виктор Николаевич. — Двое моих выпускников уже поступили в речное училище. Начнут с малой воды, а потом, может, перейдут и на большую, станут капитанами океанских лайнеров.

Eго мечта ждала своего часа почти пять десятков лет. В этом году Виктор Рагозин купил свою маленькую (длина корпуса всего 4,5 метра) речную яхту. — Этим летом мальчишки тоже смогли почувствовать, что такое паруса. Летом на Андреевском озере мы учились ходить под парусом, — говорит Виктор Николаевич. — Я видел восторг в их глазах. И тоже был счастлив.

Александр Тарасов

Романтики и прагматики

Чтобы увлечься судомоделированием, конечно, надо быть романтиком. Но романтика бессильна, если не из чего строить модели, если спускать их на воду и пробовать на плавучесть приходится чуть ли не в тазиках, если нет в достатке нужных современных материалов и инструментов. Говорят, что аппетит приходит во время еды, а вкус к судомоделированию — во время работы.

— Для начала надо научиться вязать морские узлы, — говорит восьмиклассник Кирилл Рембе, — это не сложнее, чем собирать кубик Рубика. Только там грани надо совместить, а здесь правильно соединить концы веревки. Eсли умеешь вязать узлы и шкоты, то и в открытом море будет не страшно. Хотя еще не знаю, не пробовал. Но на озере ходить под парусом нам понравилось.

Александр Тарасов

Каждый год в кружок вливаются новые ученики, но остаются не все. Прикипают к этому делу только те, кому нравится мастерить. Почти у всех мальчишек большой список детских увлечений конструированием, моделированием. Кто-то раньше собирал модели машинок, кто-то клеил самолетики. Но под руководством Рагозина все стали настоящими фанатами судомоделирования. Часами не выпускают из рук паяльник, стамеску и с удовольствием шкурят днища корпусных моделей. — А у меня дома целая библиотека книг Крапивина, — сказал восьмиклассник Семен Мальчик. — Отец у меня эти книги много лет собирал. Мне их читал, и мы с ним обсуждали, а что бы мы сделали на месте героя. Отец мне говорил, что никогда не надо бросать свою мечту, даже если кажется, что выполнить ее нереально. Надо все равно идти к ней и верить. Тогда она обязательно сбудется.

Наверно, так оно и есть. Даже в нашем прагматичном мире мечты обладают большой силой и притягательностью. Поэтому в школьный кружок судомоделирования ходят уже дети тех, кто учился в школе N 27 еще в 80-е годы. И хочется верить, что эта традиция будет жить.

***
фото: Какое же парусное судно без рынды ;Александр Константинов и пароход «Штандарт» ;Семен Мальчик и Виктор Рагозин ;Кирилл Рембе, Александр Константинов, Иван Куликов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта