Осень вернула нам музыку Алябьева
— Мне неловко спрашивать об этом на родине великого композитора, — говорит Ольга Русанова, музыкальный обозреватель «Радио России». — Но все ли в зале знают его непростую биографию?
Ольга оглядывает зал филармонии. Среди гостей есть те, что уверенно кивают, но и тех, кто неловко отводит взгляд, тоже немало. Даже, наверное, больше. Поэтому музыкальный фестиваль «Алябьевская осень» логично начинается с лекции «Судьба, достойная приключенческого романа, или Россини из Тобольска». Музыкальные эксперты из Москвы, посвятившие себя поиску, изучению и восстановлению работ Александра Алябьева, и приехавшие к нам на фестиваль, не- много волнуются. Они уверены: земляки композитора знают о нем все. Но, тем не менее, мы увлеченно слушаем их рассказ.
Узнаем, например, что Тобольск — не только родина Александра Александровича, но и место его ссылки, в которой он оказался по ложному обвинению.
— Скорее всего, такую цену ему пришлось заплатить за общение с Грибоедовым, — объясняет музыковед Анна Булычева. — Тот дружил с декабристами и порой опрометчиво вел себя с полицией. Но Алябьева не подвел другой друг — композитор и театральный деятель Александр Верстовский, который был управляющим Московской театральной конторой. Своего старого друга Алябьева он не забыл, писал письма, помогал с нотами и даже сумел протащить на сцену московских театров несколько его коротких произведений.
К слову, Верстовский — это еще один герой нынешней «Алябьевской осени», и несколько его произведений прозвучали со сцены. А ссылка Александра Алябьева стала местом написания одного из самых знаковых его произведений — симфонии ми минор. — Увы, Александр Александрович не берег своих записей, — говорит Анна Булычева. — Многие из них пришлось восстанавливать по крупицам. Так вышло и с симфонией. Благодаря музыковеду Борису Доброхотову сохранилось множество произведений Александра Алябьева. Но Борис Васильевич имел композиторскую жилку и решил доработать некоторые из них. Например, переписал 10 страниц симфонии ми минор.
Погоня за этими десятью страницами была долгой и непростой. Только недавно симфонию удалось восстановить в первозданном виде. Такой она и прозвучала в исполнении московского камерного оркестра Musica Viva.
— Для нас честь играть произведения великого композитора на его родине, — говорит Александр Рудин, художественный руководитель, дирижер и солист оркестра. — Я давно хотел сделать это именно в Тюмени. И еще, конечно, в Тобольске.
На лекции рассказали еще и о том, что Александра Алябьева называют «русским Россини». — Ну, надо же, — вздыхает женщина, сидящая слева от меня. — Какой удивительный был человек!
После лекции мы сразу попадаем на небольшую выставку. Идущие на концерт зрители видят резные наличники — гордость нашего города. Здесь же и автор экспозиции, реставратор, почетный гражданин Тюмени Вадим Шитов. Он с удовольствием рассказывает о том, сколько занимает работа и что значит тот или иной элемент наличника. — Я специально представил новые копии элементов резных наличников и старые оригиналы. Чтобы показать, как сильно они ветшают и нуждаются в помощи, — объясняет он.
Вадим Макарович давно борется за сохранение памятников деревянного зодчества, читает лекции, учит молодежь резьбе по дереву. А недавно выиграл президентский грант на продолжение своей работы. — Я хочу, чтоб помнили и любили то, что делает наш город по-настоящему уникальным, — говорит он. .Симфония ми минор оказалась прекрасной. То тревожной и динамичной, то легкой и фантазийной. После стремительной музыки почти полное замирание, прерывающееся свистом флейты — будто ранняя пташка запела, встречая рассвет. И радостно становится от того, что нашлись люди, которые сумели восстановить симфонию Александра Алябьева и исполнить ее для нас.
***
фото: Музыку Алябьева исполняет оркестр Musica Viva ;Александр Рудин ;Фрагменты тюменских деревянных наличников, которые представил Вадим Шитов ;«Алябьевская осень» – один из любимых горожанами фестивалей.