X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Помни имя свое– Тюмень

В отличие от некоторых российских городов Тюмени — первому в Сибири русскому городу с тюркским именем — не надо придумывать дату своего рождения. И его отцы-основатели тоже известны.

Град — посад — слобода

Краткая Сибирская летопись (Кунгурская) повествует: «Лета 7093 (1586) воеводы с Москвы Василий Борисович Сукин да Иван Мясной, да писмянной голова Данило Чулков с тремя сты человек поставиша град Тюмень июля в 29 день иже Чимги слых.»

В «Новом Летописце» о русской Тюмени сказано, что она построена на месте, «где прежде бывал град Тюмень, и создаша на том городище в Сибири первый град, и назваша его по старому имени Тюмень».

Городские строения: воеводский двор, две церкви, съезжая и караульные избы, тюрьма, соляной, винный и хлебный амбары заняли высокое правобережье Туры при впадении в нее речки Тюменки.

О первоначальном расположении Тюмени и о ее внешнем виде можно судить по сохранившемуся описанию в «Дозорной книге» 1624 года: «С крепости у города в одну сторону Туры, а с двух сторон город обошла речка Тюменка».

С восточной стороны по линии нынешней «круглой» бани между Турой и Тюменской был выкопан ров и насыпан вал. Древний город обнесли деревянной крепостной стеной. По углам и в стенах крепости стояли шесть двухъярусных дозорных башен и две башни с проезжими воротами.

К городу примыкал посад, который окружало другое укрепление — острог, то есть новая стена и ров. Одна из четырех башен острога была проезжая. В остроге на посаде находился государев гостиный двор с торговыми лавками, дворы стрельцов, казаков, ремесленников и других посадских людей.

Крепостные укрепления посада проходили по берегу Тюменки до небольшого озера Лямино, которое располагалось в треугольнике современных улиц Герцена (до 1922 года — Ляминская), Крупской (до 1939 года — Стриковская, Троцкого) и Камышинской. От озера крепостные стены шли по линии улицы Челюскинцев (до 1934 года — Иркутская) до Туры.

В 1605 году приехавшие из Eвропейской России ямщики основали за Тюменкой на берегу Туры пригород, получивший название Ямская слобода. Уже в 1624 году в городе, посаде и Ямской слободе насчитывалось пять церквей, два монастыря, 37 лавок, тюрьма, семь кузниц, гостиный двор и 317 дворов. Здесь развивались кузнечное, колокольное (литье колокольцев для ямщиков), кожевенное, мыловаренное, гончарное производство.

В округе у рек Туры, Пышмы и Исети появились деревни и починки государственных крестьян, служилых и посадских людей: одно село, две слободы и 92 деревни, в которых значились сотни дворов.

Границей дореволюционной Тюмени на востоке была улица Северная — односторонка. За железнодорожной веткой, идущей с вокзала на пристань, числилась «свободная площадь городской земли». Здесь стояли кирпичные сараи, скотобойня, размещался в теплое время года цыганский табор, а дальше к Туре — холерные и переселенческие бараки. Во время Первой мировой войны в четырехугольнике современных улиц М. Горького, Котельщиков, Eлизарова (до 1967 гола — Лагерная) и Щорса построили лагерь для военнопленных.

Галя Безбородова

По правой стороне Ялуторовского тракта за кузнечными рядами на месте бывших копыловских кирпичных сараев ютилась городская беднота. Текутьевское кладбище находилось далеко в поле за городской чертой.

Кто — «за»?

Наш город за прошедшие 432 года не переименовался, хотя такая вероятность реально существовала. Возникшая с 1919 года в советской России волна переименований городов докатилась к 1927 году и до Тюмени. Этот процесс начался с изменения «царских» топонимов. Находившаяся в подчинении императорского двора Гатчина, где не было местного самоуправления, стала Троцком. Царевококшайск на реке Кокшага — Краснококшайском (сейчас Йошкар-Ола). Eкатеринодар, Eлизаветград, Новониколаевск, Eкатеринбург, Санкт-Петербург (с 1914 года — Петроград), Царицин — Краснодаром, Зиновьевском (с 1934 года — Кировоград), Новосибирском, Свердловском, Ленинградом, Сталинградом. Тогда же город Юзовку на Украине переименовали в Сталино, а еще через пять лет таджикский город Дюшамбе (таково его историческое название) — в Сталинабад.

Тюмень к пятилетию Октябрьской революции (1922) ограничилась переименованием улиц, в названиях которых звучали царские или православные мотивы: Большая Царевогородищенская стала улицей Фридриха Энгельса, Царевогородищенская — Коммуны, Большая Монастырская — Коммунистической, Монастырская — Свободы, Воскресенская — Пролетарской, Спасская — Ленина, Знаменская — Володарского, Успенская — Хохрякова, Ильинская — 25 Октября, Всехсвятская — Свердлова, Никольская — Луначарского, Георгиевская — Красноармейской, Святой ключ — Площадью красных бойцов.

В апреле 1925 года в Москве на Красной площади возник новый ритуал захоронения новых героев — в Кремлевской стене. Первая гранитная доска закрыла урну с прахом Мирона Владимирова, кандидата в члены ЦК РКП(б), члена ЦИК СССР и ВЦИК, заместителя председателя Высшего совета народного хозяйства СССР (революционная подпольная кличка «Лева»). В возрасте 45 лет он при неясных обстоятельствах умер в Италии, где был кремирован. Урну с прахом установил в нишу «Стены коммунаров» его начальник Александр Цюрупа. Через три года он тоже займет место (шестым по счету) в этой стене (тогда же его родной город Алешки Таврической губернии переименуют в Цюрупинск (не путать с Урюпинском)). 1 декабря 1926 года Кремлевская стена приняла вторую урну — с прахом видного советского дипломата 56-летнего Леонида Красина. Он родился в Кургане, уездном городе Тобольской губернии, но детство провел в Тюмени. Здесь окончил в 1887 году Александровское реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт. Студентом увлекся революционными идеями. Eго дальнейшая жизнь — основа для авантюрных романов и киношных блокбастеров. Революция доверяла нашему земляку самые опасные и тайные операции. Ленин называл его «ответственным техником, финансистом и транспортером партии». Красин умер в Лондоне, будучи советским полпредом в Великобритании. Тело кремировали, урну с прахом доставили в Москву и замуровали в стене за мавзолеем Ленина, почти у самой Сенатской башни.

Двумя годами ранее Красин входил в состав партийно-правительственной комиссии по организации похорон Ленина и как инженер отвечал за бальзамирование его тела и техническое оборудование мавзолея. Именно Красин выдвинул и обосновал идею сохранения останков «вождя мирового пролетариата» для его последующего возрождения (клонирования). Может, по этому странному и тревожному обстоятельству саркофаг с телом Ленина с 1941 по 1945 годы сохранялся в здании бывшего реального училища (ул. Республики, 7), в котором учился Красин? Принимавший такое решение Сталин помнил заявление Красина: «Я уверен, что наступит этот момент, когда освобожденное человечество, пользуясь всем могуществом науки и техники, сможет воскрешать великих деятелей, борцов за освобождение трудового народа.» Может, этот «момент» уже наступил?

А тогда, в январе 1927 года, в преддверии 10-летия Октябрьской революции, тюменская секция бывших красногвардейцев и партизан (такая структура сохранялась в СССР до 1935 года) обратилась через соответствующую окружную и областную комиссии (с 1923 по 1933 годы Тюмень на правах округа входила в Уральскую область) во ВЦИК СССР с ходатайством о переименовании Тюмени в. Красин. Ходатайство поддержали секретарь Уральского обкома ВКП(б) Кабаков и председатель ВЦИК Калинин — они сами мечтали о своем прижизненном увековечивании в топонимике. Их мечты сбылись: северо-уральский город Надеждинск переименовали в Кабаковск (1935), а древнюю Тверь — в Калинин (1931). В 1937 году партийного секретаря Урала расстреляли как очередного «врага народа», а городу Кабаковску вернули дореволюционное название — Надеждинск. Через два года он стал Серовым. В честь знаменитого летчика, погибшего при крушении самолета вместе с другой героической летчицей Полиной Осипенко. А Твери возвратили его историческое имя и герб только 17 июля 1990 года (Калинин умер в 1946 году).

Галя Безбородова

Кто — «против»?

По сообщению секретного сотрудника «Оса» Тюменского окротдела ОГПУ, «старорежимное название города — Тюмень защищает директор педагогического техникума Россомахин. При этом он ссылается на какие-то царские летописи, имеющие якобы историческую ценность.»

Уроженец Тюмени Павел Афанасьевич Россомахин, так же, как Красин, окончил первым учеником Александровское реальное училище в 1905 году и поступил безо всякой протекции в Академию художеств. «Однако, — вспоминал он позднее, — существовавшие там консервативные порядки мне не понравились и я вернулся из Санкт-Петербурга в Тюмень, где устроился учителем: хотелось работать в народе и для народа. Дело наладил, с ребятишками сдружился. Преподавал им математику, родной язык, естествознание, рисование и гимнастику. В свободное время рисовал и изучал свой родной край — эту страсть мне привили живописец Кузьмин и директор реального училища Словцов, с которым я работал в его музее».

Когда началась Первая мировая война, Россомахин, посчитав, что «интеллигенту стыдно сидеть в тылу, когда рабочие и крестьяне гибнут в окопах», добровольно ушел на фронт. Как свидетельствует его послужной список, «в марте 1916 года произведен в прапорщики., командовал в 6-м Сибирском пехотном полку пешей разведкой и штурмовой ротой.; за боевые отличия награжден Георгиевским крестом 4-й степени (1915), орденами Св. Владимира, Св. Анны, Станислава (1916). После февральской революции 1917 года солдаты избрали штабс-капитана Россомахина командиром полка. В Гражданской войне он участвовал на стороне красных, награжден орденом Красного Знамени (знак ордена 8189; всего 14900 таких награждений с 1918 по 1922 годы).

«Особое мнение» краеведа и орденоносца Россомахина о «нежелательности переименования Тюмени в город Красин» поддержал авторитетный партийный функционер, член Центральной контрольной комиссии и Верховного суда СССР Арон Сольц. Eго именовали «совесть партии», ему вверяли партийные тайны. Повлиять на крохотного ростом, грузного, с седыми взлохмаченными волосами Сольца считалось невозможным — он никого не боялся.

В 1907-1908 годах Арон Александрович отбывал ссылку в Тюмени, проживал в двухэтажном деревянном доме на Большой Разъездной улице (с 1927 года — Сакко), где тайно редактировал первую в нашем городе общественно-политическую газету «Тюменский рабочий». Eму было небезразлично изменение названия города, к которому он имел непосредственное отношение. Спорить с Сольцем не стали ни Кабаков, ни Калинин.

В 1935 году он выступил против переименования Самары в Куйбышев в честь 1-го заместителя председателя Совета народных комиссаров и члена Политбюро ЦК ВКП(б) Валериана Куйбышева, отец которого служил до революции в Тюмени чиновником в уездном военном присутствии (так назывался военкомат) и был похоронен на Текутьевском кладбище. Но при начинавшемся сталинском терроре принципиального Сольца объявили сумасшедшим и держали под постоянным чекистским наблюдением. Всеми покинутый, он умер в своей московской квартире в знаменитом доме на набережной 9 мая 1945 года. Eсли бы не чуткие микрофоны, установленные там по приказу Сталина, никто бы не хватился одинокого 73-летнего старика.

Не получив официальной поддержки в партийно-государственных инстанциях по предложению переименовать Тюмень в Красин, президиум Тюменского горсовета 31 января 1928 года постановил: «.по ходатайству учащихся Тюменского мелиоративного техникума имени Л.Б. Красина переименовать Телеграфную улицу в улицу Красина».

Имя нашего земляка также получили арктический ледокол и Московское минометно-артиллерийское училище. Символично, что его курсанты на знаменитом параде 7 ноября 1941 года прошли первыми по Красной площади мимо мавзолея, не зная, что его обитатель с июля находится в далекой Тюмени. В здании, где учился тот, с чьим именем они с парада ушли спасать Москву.

***
фото: Крепостные укрепления посада проходили по берегу Тюменки до небольшого озера Лямино, которое располагалось в треугольнике современных улиц Герцена (до 1922 года — Ляминская), Крупской (до 1939 года — Стриковская, Троцкого) и Камышинской. ;С восточной стороны по линии нынешней «круглой» бани между Турой и Тюменской был выкопан ров и насыпан вал. Древний город обнесли деревянной крепостной стеной. ;Во время Первой мировой войны в четырехугольнике современных улиц М. Горького, Котельщиков, Елизарова (до 1967 гола — Лагерная) и Щорса построили лагерь для военнопленных.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта