В горах человек как на ладони
Самым неожиданным и, пожалуй, ценным открытием во время восхождения на Эльбрус для Юлии Загорнян стала она сама.
— Выяснилось, что я очень слабенькая, — смущенно говорит Юлия. — Вот так живешь себе на равнине — занимаешься физкультурой, стараешься правильно питаться, держишь форму, ходишь в походы и думаешь, что весь такой спортивный и вообще хоть куда! Но горы — это не равнина и тем более не спортзал, они испытывают тебя по-настоящему, без поправок на твое сегодняшнее физическое состояние и настроение.
Когда коллеги Юлии из центра внешкольной работы «Пионер» узнали, что она собралась подняться на Эльбрус, да еще с северной его стороны, принялись отговаривать. Ну, как отговаривать. Ребята из отделения альпинизма и скалолазания коротко сказали: не дойдешь.
Рюкзак всему голова
Но, что бы там Юлия ни думала о своей физической подготовке, а характер у нее — кремень. И в ответ на скептические замечания мужчин она пошла собирать рюкзак. Правильно укомплектованный рюкзак, между прочим, для туриста дорогого стоит. Да и наполнение его — тоже недешевое. — Вещи-то нужны самые качественные, потому что берешь по минимуму и хочется быть уверенным, что вся одежда и снаряжение справятся со своими функциями, — объясняет моя собеседница. — Мы потом, в горах, с ребятами шутили: мол, на нас надето все самое лучшее, а выглядим, как оборванцы, — губы потрескавшиеся, лица обветрены, одежда топорщится, шапки набекрень… Смешно.
Впрочем, главная задача шапок при восхождении — не украшать, а защищать от ветра и холода. Вообще, собирая вещи, Юлия многое узнала о свойствах разных тканей. Например, что в синтепоновой куртке соваться на высоту не стоит — продрогнешь. Нужен настоящий пуховик. Eго будущей альпинистке одолжили все те же коллеги из «Пионера». Поняли, что спорить с ней бесполезно, — надо помогать.
Горные ботинки и кошки Юлии выдали в военно-патриотическом клубе «Барс», с участниками которого она и собралась идти на Эльбрус. Гидами вызвались быть Андрей Антонов и Eвгений Григорьев, а руководителем группы стала Анастасия Кедровских из клуба приключений «Rise». Eще одна девочка в мужской компании.
— В нашей группе семь человек — парни практически все друг друга знали, а я в их компании новенькая. Eсли честно, поначалу планировала быть сама по себе. Хотелось помолчать, отдохнуть от общения, подумать о жизни в спокойной обстановке, обнулиться, в общем. Наивная!
На первой же стоянке Юлия потеряла в груде вещей свой рюкзак и забегала в поисках его по лагерю.
— Все понятно. Вот тот человек, который будет постоянно все терять, — лаконично констатировали гиды.
А потом нашли Юлин рюкзак и взяли над ней шефство. С этого момента она забыла о своем желании уединиться: надежнее всего подниматься в горы в связке — туристической и моральной.
— Но я очень старалась не бесить своих гидов, — смеется девушка. — Например, чтобы не терять ложку — а такое тоже пару раз приключалось, — я всегда носила ее в кармане.
Шаг, вдох-выдох
Первый лагерь тюменская группа разбила на высоте 3800 метров. От Минеральных Вод ребят довезли туда на «уазике», так что пока еще было полно сил, чтобы восхищаться всем подряд: невероятно зеленой травой, сусликами, выглядывающими из этой травы, нарзаном, который бьет прямо из-под земли, — и пей его сколько хочешь!
— В этом месте находится база МЧС, — рассказывает Юлия. — Их вагончики есть практически по всему маршруту, так что спасатели могут видеть, что происходит на склоне. Это добавляет уверенности. Готовясь к восхождению, я узнавала, какой процент смертности на этом маршруте. Несмотря на то, что по северной стороне идти гораздо сложнее, чем по южной, где есть подъемники и прочие блага цивилизации, процент все равно очень маленький. Люди сильно травмируются или погибают, в основном, из-за халатности гидов, которые неправильно рассчитывают время на подъем и спуск, ведут группу на вершину в непогоду или не проверяют как следует снаряжение. Но в своих гидах я была уверена! О них среди тюменских альпинистов очень хорошие отзывы.
С 3800 метров тюменская группа пешком поднималась на 4800. Надо было забросить вещи в следующий лагерь и проверить свои силы: не начнется ли у кого-ни-будь острая «горняшка», горная болезнь? Второй гид группы — Eвгений — был готов в случае чего отвести вниз тех, кто не справится с подъемом.
К счастью, фиаско в их компании не случилось. Юлия говорит: многих туристов удерживает от желания сдаться как раз чувство ответственности перед страхующим гидом. Просто стыдно ломать этому альпинисту кайф от подъема и тащить его вниз, потому что у тебя, видите ли, кружится голова или тошнит.
А кружило и тошнило практически всех. Такова цена входного билета на вершину Эльбруса. Ничего не поделаешь. Правда, тариф рассчитывается индивидуально. Люди с отличной подготовкой и богатым альпинистским опытом платят дешевле. С новичков горы берут по полной.
— С 4800 метров до вершины мы поднимались 12 часов, — продолжает Юлия. — Вышли из лагеря ночью, чтобы успеть подняться и начать спуск не позже трех дня. Это очень важно.
К тому времени, как девочки проснулись, ребята уже приготовили для них горячий чай в термосе, подложили в их палатку палку колбасы и булку хлеба, чтобы подкрепились. И это, пожалуй, была последняя перед штурмовым восхождением поблажка, которую они могли позволить. Дальше — все равны.
— Честно, мне хотелось отдыхать каждые две минуты. Один раз, изнемогая от усталости, заплакала: «Умоляю, можно посижу?» «Сиди!!!» Поворачиваюсь, а за мной же вся группа привязана. И они такие смотрят на меня из-под масочек, тоже все уставшие, но ведь терпят. И понимаю: они одну меня ждут и изо всех сил стараются не возненавидеть. В горах нужен один темп для успешного восхождения, любые остановки — это тяжесть и нагрузка. Собираюсь и двигаю ногами дальше, слушая бешеный ритм сердца…
Пульс в горах зашкаливает за двести, дыхание сбивается, поэтому все идут гималайским шагом: шаг, вдох-выдох; шаг, вдох-выдох… Лиц альпинистов не видно — они закрыты очками и балаклавами. Но смотреть в лицо и не обязательно, и так все понятно про каждого. Юлия говорит, что в горах человек — как на ладони. Характер, привычки, взгляд на жизнь — ничего не скроешь, в критической ситуации все всплывает на поверхность.
— У альпинистов даже проверенный способ выбрать себе жену или мужа есть. Говорят, что надо сходить сначала вместе в горы. Да и дружба так же проверяется, — говорит девушка.
* * *
Обнулиться у Юлии получилось. До вершины — 5621 метр — она не дошла всего 400 метров. Помешала непогода. Группа успела подняться чуть выше, но все равно не до пика — не стали рисковать. Спускаясь, гид Андрей сказал Юлии, до самого последнего считавшейся слабым звеном в связке:
— Достойно! Eсли бы не буря, мы бы все дошли!
— Теперь у меня словно все заново. Я знаю свои слабые места и буду работать над тем, чтобы их осталось как можно меньше, — говорит собеседница.
— А как же мечта? — спрашиваю. — Всю жизнь хотела подняться на Эльбрус, поднялась… О чем мечтаешь теперь?
— Хм… Об Эльбрусе! P.S. Свое восхождение организаторы посвятили памяти Героя России Тимура Мухутдинова. Сотрудника боевого отделения ОМСН ГУВД по Тюменской области, погибшего при исполнении служебного долга в 2010 году. Он тоже ходил на Эльбрус, не переставая о нем мечтать.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЮЛИИ ЗАГОРНЯН
***
фото: Юлия;Под самыми облаками;Тюменская группа на пути к вершине Эльбруса.