X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Масловский взвоз родился заново

Он, путь к Туре от улицы 25 Октября, еще не открыт официально. Но горожане уже вышагивают по нему — быстрее к реке, на набережную, медленнее в гору. Хорошо тут, на прохладном дыхании близкой воды.

Камни старой дороги

.Утром, по пути в редакцию, я пришел сюда. И не отказал себе в удовольствии — встал на ту, подлинную брусчатку, что когда-то принимала на себя тяжелые возы, поднимавшиеся от Туры. Смежил веки под солнцем ХХI века — и словно ощутил под ногами легко струившийся ток давно ушедшей эпохи. Тут кипела жизнь трудная, трудовая, но исполненная глубокого смысла. Это была, без преувеличения, маленькая «дорога жизни».

Взвоз (это слово означает подъем, дорогу в гору) исправно служил городу. Пропускал через себя множество грузов — и даже камень был не вечен, изнашиваясь под ежедневным напором телег и подкованных конских копыт.

Тот фрагмент прежней мостовой, что вижу сейчас, собирали по камушкам, найденным под снятым асфальтом. «Исторический гранит», по определению моего гида на Масловском взвозе, главного инженера ООО «Стройимпульс» Вячеслава Титенко. Реликтовую брусчатку легко найти в самом начале спуска — она заметна даже издали по более темному цвету в сравнении с новым гранитом.

Большие перемены

Непросто поверить, что еще минувшей осенью тут «тонули трактора», как сочно выразился Титенко. Но все трудное теперь позади. И все необыкновенное, с грифом «впервые», что имело место на столь интересном объекте, единственном в своем роде, уложившись всего-то в десять месяцев.

«Стройимпульс» (генеральный директор предприятия Игорь Олейников), выигравший конкурс на реставрацию Масловского взвоза, а также партнер и субподрядчик — ООО «Альфа-Новация» (генеральный директор Анатолий Фатаков) завершили работу здесь к 1 июля, то есть в срок.

— Вячеслав Александрович, какие людские ресурсы потребовались на этом объекте?

— Около пятидесяти человек. Они меняли друг друга в зависимости от того, какие специалисты требовались на конкретный момент. И так с сентября 2017-го и до последних дней июня. Трудился многонациональный коллектив — русские, узбеки, таджики, армяне, корейцы. Зимой ставили утепленные вагоны: люди имели возможность отдохнуть, пообедать. Хотя с зимой нам повезло: она выдалась не холодной.

— Что было самым трудным в обновлении взвоза?

— Обилие подземных источников воды. Борьба с ними и осложняла, и замедляла работу. Бетон с прогревом заливали в зимнее время. И, тем не менее, вода вновь выходила на поверхность. Но справились. И перерасхода бетона по этой причине не было.

— Я промерил весь взвоз шагами, но не знаю его реальной протяженности.

— 176 погонных метров. Не слишком много, да? Но, поверьте, это очень сложный «пирог», у которого много слоев. Уплотненный грунт. Нетканый геотекстиль. Щебень. Пеноплекс. Полиэтиленовая пленка. Рубероид. Железобетонная плита. Клеевая смесь. И, наконец, гранитная брусчатка. Не буду вдаваться в технологические тонкости. Думаю, что в России немного аналогов этой дороге. Сложная, сложная конструкция! Но она обусловлена рельефом и подземными водами.

Галя Безбородова и Катя Христозова

— Вы такого не делали прежде никогда?

— Раньше — нет.

— Но ведь сам взвоз — это еще не вся работа, ваша и ваших партнеров, в этом месте?

— А еще — каменное ограждение. И всевозможные подпорные стенки. И добротный забор вокруг старого пакгауза. И откосы, которые сформировали заново и посеяли траву. Выросла, уже косили ее. Работали и на старой водонасосной станции — тут близко, на набережной. Там вели кладку так называемым историческим кирпичом (то есть изготовленным под старину), привели в порядок фасад и кровлю. И воссоздали 11-метровую трубу, что была тут когда-то.

— Труба ваша, кстати, понравилась? Она ведь не только своеобразный памятник прошлого?

— У нее будет и декоративное, и прикладное назначение. Там устроят камин. Надеюсь, что понравится тюменцам и еще одна изюминка нового Масловского взвоза — деревянная лестница (подобная была здесь в прошлом), которую построил еще один наш субподрядчик — ООО «Старт», семейное предприятие Брусенцовых.

Галя Безбородова и Катя Христозова

— А стены на откосах можно издали принять за каменные.

— Это ограждение из профнастила с рисунком «Дикий камень». Изготовляют в Тюмени. Таким забором, в частности, мы отделили от набережной территорию Ильинского женского монастыря.

— Видел тут рельсы бывшей железной дороги. Они останутся?

— Маленькая часть колеи — да. Она сохранена как часть исторического пространства. Скажу то, чего еще не успел: проект реконструкции Масловского взвоза разработан фирмой «Сибспецстройреставрация» (главный инженер проекта Николай Терентьев).

— И последний вопрос. Eсть чувство хорошо выполненной работы?

— Пусть люди скажут об этом.

Галя Безбородова и Катя Христозова

Максим Петрович хочет видеть

Об увиденном на взвозе я обмолвился в разговоре с Максимом Долгих, одним из тюменских долгожителей.

«А рельсы сохранились?» И, услышав утвердительный ответ, Максим Петрович рассказал о происшествии, еще в довоенные годы, с ним, детсадовцем. Как зимой его мама с соседкой отправились на взвоз и далее к реке — полоскать белье. Максим и девочка, чьего имени он не помнит, съехали вниз на санках с крутого откоса. И едва не попали под поезд! Успели свалиться в снег, а санки врезались в одно из крутящихся колес и отлетели в сторону.

«Мамы не ругались?» — «Нет, они причитали и радовались, что мы остались живы.»

Поговорили, и Максим Петрович засобирался. Конечно, на Масловский: захотелось самому увидеть произошедшие там перемены.

***
фото: Так теперь выглядит водонасосная станция ;Сложный «пирог» ;Вячеслав Титенко ;Реликтовая брусчатка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта