Как выманить художников на улицу?
Улицы для художников давно стали местом вдохновения. Работы, нарисованные на обшарпанных стенах, бывают настолько интересны, что к ним водят экскурсии. Но в Тюмени увидеть качественный, увлекательный стритарт практически невозможно.
Почему наши уличные картины, сказал директор фестиваля «Точка сборки», популяризатор уличного искусства Дмитрий Зеленин, в худшую сторону отличаются от итальянских или московских.
Поймать Зеленина удалось только за работой, он от нее не отвлекается все лето. В этот раз вместе с ребятами из художественной школы имени Митинского он построил деревянный мини-город. Самые высокие дома — два метра. Это тренировочный полигон для школьников. Здесь они набираются смелости рисовать на стенах.
— Дмитрий, как вы решили заниматься стрит-артом?
— Я не художник. Когда-то работал фотографом и в рекламе. Мне заказали 3D-рисунок на асфальте. Я нашел художников-голландцев, они как услышали слово «Сибирь», сразу согласились. Ушанки, медведи, все дела. Так вот, я снимал их работу, а вокруг них собрались люди и смотрели, открыв рты. Я даже сохранил фотографии оттуда как материальное воплощение эффекта «Вау!» Я тогда понял, чем надо заниматься и что людям действительно интересно. Бросил рекламу, теперь иногда бывают периоды, когда даже на еду денег нет, но я не жалею.
— Расскажите, какой он — тюменский стрит-артер?
— В Тюмени мало кто этим занимается. Мы — уникальный город. В Eкатеринбурге, Новосибирске — целая субкультура, которая выросла из подъездов. Там народ безбашенный, только дай им баллон с краской — нарисуют что угодно. А у нас наоборот, есть запрос сверху: ребята, давайте, делайте! Ау! И тишина. Наши художники, которые учатся в тюменских вузах, почему-то комнатные все. Я смотрю паблики ВКонтакте — рисуют классно. Но на приглашение рисовать на улице отвечают: «Нет».
— А чем мы так отличаемся от того же Eкатеринбурга?
— Мы — сытый купеческий город, у нас все благоустроено. А для художника вызов — это, например, грязная, облупившаяся стена. Сколько у нас таких стен? Мало. Это, конечно, хорошо, у нас благоустроенный город. Но порой место, где порисовать — надо найти. В прошлом году мы сотрудничали с Ростелекомом, сейчас с Горсветом разговаривали на тему электрических шкафов, которые регулярно вандалят расклейщики объявлений. Помогаем бороться.
— Стрит-арт препятствует вандализму?
— Да! В прошлом году сделали классную штуку. На въезде в МЖК стояли трубы, они все в объявлениях были. Мы просто нанесли на них абстрактный рисунок, и количество объявлений снизилось в разы. И сами службы, которые регулярно убирают такие объявления, это отмечают. Глава ЛАО дал нам целую улицу для работы. Там новые остановки ставили, мы расписали их по мотивам книг Владислава Крапивина. И знаете, как это выглядело через время? Вот тут чистенький рисунок, а сбоку — объявления.
— А как договариваться о своем творчестве с чиновниками? Eсть с этим проблемы?
— У нас в городе нет. Eсть установка от заместителя главы администрации Максима Афанасьева привлекать к оформлению городской инфраструктуры художников, и они пытаются привлекать. Другое дело, что мало художников. И еще, важно быть мягче. Eсли ты приходишь и начинаешь чиновнику или кому угодно другому говорить с позиции «ты мне должен», естественно, это вызывает отторжение. Другое дело: прийти и сказать, что у тебя есть проект, и от чиновников требуется только не мешать его воплотить. В любом случае, администрация большего сделать не может, у нее нет специальной тумбочки с деньгами на стрит-арт. Но она может не мешать, и это уже фантастически много.
— А нет сверху требований? Например, это не рисуйте, а вот это можно?
— Я стараюсь отсекать такие претензии. Eсли настаивают, уточняю, есть ли у человека дизайнерское образование. Может, он художник? Нет? Извините. Но сейчас таких вопросов не возникает, художники заработали определенное доверие. Хотя табу есть: избегаем тем секса, религии, политики. Все остальное — можно. Да, рисунок может быть тебе не понятным, но это вопрос твоей образованности и увлечения искусством. Непонятные работы должны быть. Беда в том, что у обывателя очень маленькая библиотека образов. Для него если рисунок непонятен, то он плох. Но ничего, со временем он его полюбит, включит в свою библиотеку.
— Рисовать на улице трудно?
— Тут много нюансов. Во-первых, деньги. Баллон стоит 250 рублей, чтобы сделать рисунок среднего размера, ну скажем, два на три метра, десяток баллонов понадобится. Это надо хотеть вложиться. Во-вторых, рисовать на улице физически трудно, ветер может подуть, пух полететь, дождь пойти. И психологически непросто. Люди у тебя за спиной ходят, заглядывают, комментируют. Тут надо еще и психологически устойчивым быть. Улица — это для смелых. Дома ты испортил холст — спрятал и забыл. А улица от тебя требует сразу все сделать как надо.
— Какие уличные арт-объекты в Тюмени вам больше всего нравятся?
— А они у нас есть? Ставят «арт-объект» кубик Рубика, например. Ну, ребята, это — не арт-объект. Это рекламная конструкция. Потому что арт-объектом на самом деле называется объект искусства. Т.е. то, что создано художниками, выражение некой идей. Вот я захожу в управу Ленинского округа, чтобы согласовать площадку, на которой мы сейчас работаем. Мне заодно показывают скульптуры. Все то же, что мы видим много лет подряд. Eсли парк, то обязательно поставим бюст героя. А я более чем уверен, что те люди, которые погибали за нас, не думали о пафосных бюстах. Они думали о мире, о детях, о земле. Украшать пространство нужно простыми вещами, которые будут дополнять эстетикой это пространство. А у нас какая-то скудность образов.
— Почему так?
— На передний план выходит тот, кто носится со своими идеями. Не всегда удачными. Я не говорю, что одни плохие, а другие хорошие. Просто заметнее те, кому больше всего надо. А мы своим бездействием это позволяем — поэтому у нас так. Не надо просто говорить: «мы против». Надо предлагать свое. Быть «за». За свою идею, за свой проект и за свой город.
***
фото: Проект тюменских художников «Арт-обстрел» ;Дмитрий Зеленин ;Школьники пробуют себя в стрит-арте.