Богатыри нуждаются в защите
Русские народные сказки — это, своего рода, одна из первых редакций… Административного и Уголовного кодексов. А если хорошо поискать, то можно найти в приключениях сказочных героев зачатки и других современных правовых актов.
К первым «документам», из которых впоследствии формировался государственный строй, ученые относят также народные ритуалы, обряды, праздники…
— Все это зародилось не от того, что людям нечем было заняться и хотелось как-то разнообразить свой досуг, а с целью упорядочить общественную жизнь, — говорит Юрий Бундин, кандидат юридических наук, помощник ректора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.
Юрий Иванович принял участие в IX международной научно-практической конференции «Межкультурные коммуникации и миротворчество», которая состоялась в нашем городе в конце прошлой недели. Одной из площадок конференции стал институт государства и права ТюмГУ. В пятницу провели заседание круглого стола на тему юридического аспекта сохранения культурного и природного наследия: здесь есть серьезные проблемы, считают представители научного сообщества.
Юрий Бундин взялся проиллюстрировать эти проблемы картиной Виктора Васнецова «Богатыри» и кадром из недавнего мультфильма про тех же героев. Правда, мультипликационных Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца героями назвать можно разве что с большой натяжкой.
— Это качки-микроцефалы — недалекие добряки, которым если и удается чего-то добиться, то только волей случая, а не благодаря собственной смекалке, — комментирует кандидат юридических наук современную интерпретацию русской народной сказки.
И это не единственный пример, когда современная мультипликация и кинематограф выхолащивают из фольклора мораль, превращая его в комедию.
— Да и то в низкосортную, — считает Бундин. — Так что и с жанровой точки зрения получившийся продукт тоже не представляет особого интереса.
А заступиться за сказку — такую, какой она была испокон веков, — сейчас сложно. В четвертой части Гражданского кодекса написано, что произведения народного творчества не являются объектами авторских прав (ст. 1259, п. 6). А значит, делай с ней, как говорится, что хочешь — с таким подходом через несколько десятков лет можно и вовсе потерять первоисточник. Это касается и исконных народных праздников, обрядов, ритуальной символики.
На нее, по словам старшего преподавателя института государства и права ТюмГУ Веры Авдеевой, тоже много посягательств.
— Сейчас в моде традиционные орнаменты малочисленных народов Севера, и многие модельеры используют их, но делают это совершенно некорректно, — рассказывает Вера Петровна. — Например, размещают символику на одежде в непозволительных, с точки зрения народных традиций, местах.
Выслушав доводы выступающих, участники заседания сошлись во мнении, что существующие законодательные акты, обеспечивающие сохранность объектов культуры, нуждаются в правке — в той части, что касается нематериального наследия. Предложение о внесении изменений в законодательство должны включить в резолюцию.
По словам одного из организаторов встречи — председателя городской общественной палаты Ольги Загвязинской — целью было свести культурологов, историков и юристов, чтобы не просто обозначить проблемы, а предложить правовое их решение.
На встрече обсуждали также необходимость сохранять и развивать художественные промыслы нашего региона. Этой темой занимается член городской общественной палаты Eлена Сулейманова, соруководитель представительства кафедры ЮНЭСКО Тюменского государственного института культуры.
Зашла речь и о Гилевской роще. Дело в том, что городская общественная палата взяла над ней шефство. Общественники заинтересованы и в том, чтобы инфраструктура лесопарка развивалась, и в том, чтобы нетронутой сохранялась та его территория, которая представляет природную и историческую ценность.
Как показывает опыт, сейчас то, что когда-то казалось незыблемым и непоколебимым, нуждается в защите.