X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ночь музеев: вот как это было

Как ни старалась, не могу вспомнить, чтоб в моей юности школьники ходили на свидания в музеи.

В кино, в кафе или на концерт модной музыкальной группы — ходили. В музеи — нет. В голову ни одному пацану не приходило отвести понравившуюся девчонку поглядеть на картины или там скульптуры какие-нибудь.

Тем приятней сейчас видеть во время «Ночи музеев» парочки 14леток, которые обсуждают, какую выставку им посетить первой. Оживленно так обсуждают. Видно, что им не все равно. Они пришли, потому что действительно считают такой досуг классным.

И пусть мне после этого ктонибудь опять начнет рассказывать, какая плохая нынче молодежь и как дети ничем, кроме телефонов и соцсетей, не интересуются!

Молодежи в ночь с субботы на воскресенье в музеях вообще было много: те самые старшие школьники — парочками или компаниями по пять-шесть человек, студенты и студентки небольшими группами, начинающие специалисты — кто-то с пассией, кто-то с приятелем, новообразованные семьи с детьми или пока без них. Нынче люди молодыми до 30 лет считаются — самый возраст, чтобы захотеть приобщиться к культуре, если раньше этого не сделал.

Больше 15 лет прошло с тех пор, как Россия впервые присоединилась к международной «Ночи музеев». За это время акция стала по-настоящему всенародно любимой — склонны наши люди к культурному досугу, не зря мы все еще входим в двадцатку самых читающих стран мира.

В Тюмени, например, год от года участников музейной ночи все больше — нынче почти 60 тысяч набралось. Да и работники музейного объединения не пускают мероприятие на самотек — готовят новые выставки, приглашают всевозможных народных умельцев вести мастер-классы, артистов, музыкантов и танцовщиков — давать концерты. Люди знают, что их каждый раз ждет что-то новенькое. И идут в музеи с уверенностью, что скучно не будет.

Вот в музейном комплексе имени И.Я. Словцова к самой важной ночи в году подготовили художественную экспозицию в новом формате: картины разделены — русская классика, западноевропейская и советского периода. Хотя все экспонаты можно смело назвать шедеврами, гвоздем программы считается полотно XVIII века «Динарий кесаря», принадлежащее кисти Андрея Матвеева, одного из основателей портретного жанра в русской живописи. — Специалисты Эрмитажа, откуда к нам попала работа, на 95 процентов уверены, что это именно Матвеев, — объясняет научный сотрудник музея Ольга Аверина.

Но хватает и подлинников других именитых художников — Айвазовского, Брюллова, Тропинина, Шишкина, Кустодиева, Репина, Мясоедова, Кандинского.

— Выставка получилась просто потрясающая, и посетители прямо говорят нам об этом, — замечает Аверина.

.Помимо картин в музее имени И.Я. Словцова демонстрировали керамику, открытки, ковры, фотографии и другие предметы искусства. Однако и любителям вещей более практических было на что взглянуть. Например, зайти на выставку, организованную местным отделением Союза радиолюбителей России.

— Здесь выставлены и домашние радиоприемники 30-х и 40-х годов, и георазведывательные рации, и даже приборы связи времен Великой Отечественной войны, — рассказывает радиолюбитель Виктор Варакин. — Я могу о каждом прочитать небольшую лекцию. Но среди молодежи спрос на нашу экспозицию не очень высокий. Казалось бы, оно и понятно — в век Интернета радиосвязь может показаться устаревшей. Но это не так. Наоборот, каждый, кто хочет разбираться в современных технологиях, должен знать основы физики, среди которых и принцип работы радиосвязи.

Зато представители старшего поколения, глядя на массивные радиостанции, испытывают острый приступ ностальгии: кто-то в юности сам был радиолюбителем, кто-то с такими сталкивался по долгу службы, например, в период освоения тюменских месторождений нефти.

— Зашли тут ко мне две старушки сухонькие, — рассказывает Виктор Варакин. — Огляделись. Заулыбались. Говорят, мол, мы слышим, «ключ» стучит, вот и пошли за знакомыми звуками. Они, оказалось, в георазведку ходили, как раз связистками были. Для них наша выставка — не история, а возможность увидеть вещи, много лет назад бывшие привычными.

.Вообще, экспозиции, дающие отсылки к советскому прошлому, были во многих городских музеях. К примеру, в музее «Россия — моя история» можно было не только много узнать об этом историческом периоде, но и поиграть в дворовые игры, которые нравились ребятишкам в СССР. Нет-нет! Не подумайте дурного — не в ножички и не в пристенок.

Волонтеры, настолько юные, что сами этих игр помнить никак не могут, легко заманивали ребятишек постарше, предлагая попрыгать через скакалку или резиночки, с малышами они играли в «съедобное-несъедобное» и «горячую картошку». Родители могли тем временем немного походить по экспозициям. А потом вернуться и сесть за партию в шахматы или домино.

Тем, чьи руки не для скуки, музейное объединение предложило больше трех десятков мастер-классов: хочешь, плети лапти, режь из дерева ложки или детские игрушки, хочешь — плети кольчуги. А хочешь, вылепи кувшин из глины, свяжи шарф, сотки половик или сплети ожерелье. Впрочем, за это уже пришлось бы заплатить — материалы из воздуха не берутся. Но цены мастера и рукодельницы назначали гуманные, около 200300 рублей с ученика. Так что желающих было хоть отбавляй.

Не больше, впрочем, чем любителей музыки — концерт итальянской джазовой певицы Лауры Таглиалателы собрал аншлаг! А ведь начался в полночь. Хотя, даже после того, как артистка покинула сцену, довольные тюменцы не спешили расходиться по домам. И последних, самых настойчивых гостей, из музеев пришлось выпроваживать в третьем часу: кажется, одной культурной ночи в году нам не хватает. Придется придумать еще какой-нибудь повод, чтобы бесплатно открыть музеи для посетителей.

***
фото: «Ночь музеев2018» — так это было. ;;;;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта