Четыре месяца после пожара
Пожар в доме N 4 по улице Олимпийской произошел 8 января. Какие проблемы сейчас волнуют погорельцев? Как они решаются?
— До сих пор перед глазами тот пожар. Как будто снова смотрю на дом, а он — полыхает. И крутится в голове: «Что же теперь будет? Хорошо, сына дома не было. Только-только ремонт сделали», — сбивчиво рассказывает Ирина, собственница квартиры на седьмом этаже. И добавляет: «И когда ж все это закончится?»
Этот же вопрос волновал жильцов еще 53-х из 88-и квартир дома, которые пришли на встречу с Павлом Переваловым, заместителем главы администрации города, и специалистами профильных департаментов городской администрации.
— Целей у нашей встречи несколько, — начал разговор Павел Перевалов. — Во-первых, расскажем, какая работа проведена, представим результаты, чтобы вы могли их оценить. Во-вторых, обсудим, как будем взаимодействовать дальше в процессе ремонта дома. Разъясним также процедуру по возмещению стоимости найма, оказанию материальной помощи, начислению коммунальных платежей. Eсли еще останутся вопросы — задержимся и обсудим их в индивидуальном порядке.
Выплаты и компенсации
Начали с главного: с компенсации выплат. Так, по решению правительства области погорельцам за аренду однокомнатной квартиры выплачивается компенсация до 15 тысяч рублей, за двух-комнатную — до 18 тысяч рублей. На эти цели из областного бюджета направлено около 5,2 млн рублей. Eще 1,5 млн рублей из региональной казны выделено на оказание материальной помощи. Eе получили 43 человека, проживающих в доме N 4 по улице Олимпийской, и восемь человек из дома N 6 по Ткацкому проезду. Размер денежной поддержки на первоочередные нужды определялся индивидуально. Учитывалось, например, сколько работающих в семье, их совокупный доход, есть ли в собственности другое жилье. Каждому получателю разъясняли, почему определена та или иная сумма. Но вопросы у людей, конечно, все равно остались. Когда сгорело или пришло в негодность имущество и вещи, трудно объективно оценить ситуацию. Может показаться несправедливым, что семье, в которой, например, четыре человека, дали 15 тысяч рублей, а соседям, у которых только двое, — 50 тысяч рублей. Но этому есть простое и разумное объяснение: в одной семье трое работающих, в другой — два иждивенца. И это только первый этап материальной помощи, второй жильцы получат, когда настанет черед ремонта внутренних помещений.
Всего в пострадавшем доме из 84 квартир — 30 находятся в муниципальной собственности. Тем, кто проживает по договорам социального найма, не о чем беспокоиться. Весь ремонт, вплоть до поклейки обоев, будет сделан за счет городского бюджета. Те же, у кого квартиры в собственности, сделают ремонт самостоятельно, но получат материальную помощь.
Коммунальные платежи
Обсуждать эту темы жильцы начали еще в фойе, до начала собрания.
— Все эти месяцы мы платили только обычные взносы на капремонт, рублей по триста в месяц, — делились друг с другом соседи по общежитию. — Нам обещали, что, кроме этого, мы больше ничего пока за коммуналку платить не будем. Но пришли апрельские платежки — а там у каждого по пять-шесть тысяч рублей. Некоторым еще и пени выставили. За что нам платить-то?
С точки зрения житейской логики — если в доме не живешь, то и платить ни за что не надо. Но в реальности это не так. — Что касается платежей за воду, то поскольку в доме никто не живет, воду не потребляет, «Водоканал» ничего не начисляет, — объяснил Павел Перевалов. — С теплом ситуация сложнее. Согласно федеральному закону, если помещение отапливается, и у него есть собственник, то за тепло он должен платить.
В доме после пожара, действительно, не отключали полностью теплоснабжение. Ведь был январь, на улице стояли морозы. Eсли при минусовой температуре оставить многоэтажку без отопления, то велик риск разморозить инженерные системы. Проблем бы у дома тогда прибавилось. Неизбежно возникли бы и дополнительные расходы на восстановление внутридомового оборудования. Пострадали бы и помещения, которые не затронул пожар. Поэтому тепло не выключали. И компания «УСТЭК» выставила управляющей компании за весь этот период соответствующий счет.
— Мы обязательно найдем вариант, чтобы решить проблему с теплоснабжающей организацией и сделать для жителей перерасчет за тепло, — пообещал Павел Перевалов.
Впрочем, можно посмотреть на эту ситуацию и с другой стороны. Пострадавшим выплачивается ежемесячная компенсация за найм жилья, которая, значительно превышает обычные коммунальные платежи. И не секрет, что есть случаи, когда семьи такую компенсацию получают, а живут, например, у знакомых или родственников. Конечно, завидной долю погорельцев не назовешь, но и требовать, чтобы все расходы на жизнь оплатили из бюджета, не стоит.
Будет лучше прежнего
На собрании впервые показали и дизайн-проект дома после ремонта. Фасадная система будет многослойной конструкцией: утеплитель, мембрана, наружная облицовка. Только все материалы подобраны максимальной степени негорючести. Даже не четвертой, высшей степени защиты, рекомендованной для жилых зданий, а — пятой, полностью негорючей группы. В качестве утеплителя используют минвату с такими же характеристиками, а фасадную обшивку сделают не из композитных, а из металлических панелей. Преобразятся и помещения общего пользования — станут светлее. Не только за счет колорита стен, замены половых покрытий и напольной плитки, но и благодаря светодиодным светильникам. Полностью обновят электросистему здания, систему пожарной сигнализации, восстановят поврежденные трубопроводы, поставят новые радиаторы отопления и пластиковые окна.
.Eще полтора часа Павел Перевалов подробно отвечал на вопросы из зала. Люди спрашивали: будут ли ремонтировать квартиры, до которых пожар не дошел, только стены закоптились? А те, которые пострадали от воды во время тушения? А те, которые залило дождем из-за того, что нет крыши? А те, которые может затопить осадками, пока строители меняют кровлю? Что делать, если обгорели только входные двери? Или деформировались окна? Сделают ли в доме для инвалидной коляски новый пандус? Помогут ли демонтировать сгоревшую мебель? Кто во время ремонта будет охранять оставшиеся в квартирах вещи? Беспокоились даже, не засохнут ли цветы на подоконниках.
Павел Перевалов предложил в этот же день выбрать и инициативную группу из состава совета дома, с которой можно держать постоянную связь. Самовыдвиженцев на эту роль в зале не оказалось. Жильцам дали время, чтобы они сделать свой выбор.
— Мы настроены на то, чтобы работа шла совместно, чтобы представители дома видели, что происходит на каждом этапе, — сказал Павел Перевалов.
***
фото: Погорельцы задали заместителю главы администрации города множество вопросов ;Павел Перевалов.