X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Разговор о человеческом капитале

«Тема человеческого капитала имеет две особенности: с одной стороны все признают ее важность, с другой — каждый понимает ее по-своему», — такими словами начал лекцию Владимир Гимпельсон, профессор Высшей школы экономики Москвы.

В рамках 27-х губернаторских чтений он выступил в Тюменской областной библиотеке имени Менделеева перед депутатами, бизнесменами, общественными деятелями, студентами и преподавателями вузов.

И, осознавая сложность термина, начал с объяснений: почему человеческий и почему капитал.

— Раз воплощен в личности человека, значит — человеческий. А раз мы инвестируем, отказываемся от чего-то нужного сегодня, чтобы получить больше в будущем, значит — капитал, — разъяснил он. — Когда мы говорим об экономике XXI века как об экономике знаний и интеллекта, экономике, основанной на информации, — мы говорим об экономике человеческого капитала. То есть человеческий капитал — это запас знаний, навыков и способностей, которые могут быть результатом обучения в школе или вузе. А могут быть некогнитивными — как, например, способность ставить цели и достигать их, способность взаимодействовать с другими людьми, самодисциплина и т.д. Разные компоненты человеческого капитала формируются на разных этапах жизни: многое идет из раннего детства или даже является врожденным — мы не всегда можем провести границу. Но и в юношеском, и в зрелом возрасте человеческий капитал должен продолжать приумножаться, должен работать. Иначе он, как и финансовый капитал, просто обесценится…

Необходимость непрерывного образования и самообразования специалистов была лейтмотивом лекции профессора Гимпельсона. Дело в том, что человеческий капитал напрямую связан с экономическим ростом страны — именно за счет него производятся товары, услуги и идеи. Деньги и технологии второстепенны, так как, опять же, появляются благодаря человеческому капиталу.

Галя Безбородова

— В этом сегодня не сомневается никто! — подчеркнул Гимпельсон.

А значит, Россия заинтересована в его наращивании. Но прежде, чем рассказать, как этот капитал приумножить, профессор объяснил, что мы имеем на сегодняшний день.

— Россия одна из лидеров по количеству образованных среди занятого населения, — объяснил экономист. — Работающих людей с начальным или общим школьным образованием практически нет, обычно россияне имеют диплом хотя бы о средне-специальном или даже высшем. И каждое новое поколение имеет более высокий уровень образования, чем предыдущее. Потенциально Россия обладает огромным человеческим капиталом! Но качество его оставляет желать лучшего. Причем, если формальное образование в лице вузов, техникумов и колледжей в последние годы стремится повысить качество и выпускать более подготовленных к работе специалистов, то дальнейшее переобучение, которое должно производиться по инициативе работодателя либо самого работника, сильно отстает.

По словам Владимира Гимпельсона, допобразованию на рабочих местах мешает значительная текучка кадров. В России доля людей, проработавших на нынешнем месте меньше года, около 20 процентов. Соответственно, работодатели, наученные горьким опытом, не торопятся вкладывать собственные средства в недавно нанятых сотрудников, опасаясь потратить деньги на тех, кто скоро опять перейдет в другую фирму, найдя вариант интереснее. Да и специалисты не рвутся заниматься самообразованием сверх необходимого минимума, ведь многие профессиональные навыки — специфичны. Даже не меняя сферу деятельности, а просто перейдя в соседний кабинет на другую должность, работник рискует столкнуться с тем, что они потеряют актуальность. И придется нарабатывать новые.

— И хотя мотивы каждого отдельного звена этой цепочки понятны, в результате мы получаем человеческий капитал гораздо меньший, чем он мог бы быть, если бы каждый не экономил, а вкладывался, — резюмирует Гимпельсон. — Это недофинансирование проводит к тому, что мы лишаемся квалифицированных специалистов. И получаем дефицит эффективных производственных решений и дефицит научных открытий.

По данным профессора Гимпельсона, в России допобразованием охвачено лишь 20 процентов работающих людей в возрасте 25-35 лет. А скандинавы непрерывно обучают 70 процентов специалистов той же возрастной категории. Кстати, в нашей стране чем старше работник, тем реже его зовут на семинары, лекции и прочие образовательные мероприятия — лишь 10 процентов специалистов в возрасте старше 50 лет получают возможность повысить профессиональную компетентность. Все те же скандинавы предоставляют такую возможность 60 процентам сотрудников этого возраста. — Это большая проблема. Проблема, о которой все знают. И для которой нет готовых решений, — признал экономист.

Как один из вариантов ее решения Владимир Гимпельсон отметил политическую волю, за счет которой можно было бы мотивировать и работодателей, и работников. А также административный ресурс, позволяющий на практике облегчить доступ к допобразованию.

Кстати, глава региона Владимир Якушев в ходе губернаторских чтений отметил, что вопрос человеческого капитала для Тюменской области — не теоретический, он рассматривается давно и не только в рамках публичных лекций. В этом направлении многое делается. И в планах руководства региона — сделать еще больше.

***
фото: Владимир Гимпельсон ;Владимир Якушев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта