Вторая жизнь старой фотографии
Недавно я всего на час, но стал актером. Точнее даже не актером, ибо неподвижное сидение на месте в стиле детской игры «Море волнуется раз» вряд ли можно назвать лицедейством. Так что, наверное, моделью, хотя модель и я — две большие разницы.
Дебютировал я в роли Николая Бурденко, основоположника советской нейрохирургии, главного хирурга Красной армии в предвоенное и военное время, участника четырех войн и Героя Социалистического труда.
Но сначала ко мне обратилась коллега: «В Тюмени появился проект «Живая победа. История войны в лицах». Eго авторы, ребята из Eкатеринбурга, реконструируют снимки военных лет. Внуки и внучки предстают на фотографиях в образах своих бабушек и дедушек, живших в 40-е годы. Сейчас екатеринбуржцы хотят дать вторую жизнь одной карточке, снятой в Тюмени в 1944 году. Им нужны модели, у них дефицит. лысых. У тебя есть шанс войти в историю». Что скрывать, предложение меня заинтриговало.
.И вот мы с нашим фотокором оказались в главном корпусе аграрного университета Северного Зауралья, сама обстановка которого словно возвращает в XIX век. Руководителям вуза удалось сохранить атмосферу того времени. В одном из кабинетов на втором этаже вовсю готовится съемка. Некоторые модели уже переоделись в военные кители и сидят за столом. Выясняется, что снимок, который мы собираемся реконструировать, называется «Заседание правительственной комиссии под руководством Бориса Збарского».
Молодой человек, представившийся Артемием Захаровым, одним из авторов проекта, смотрит сначала на меня, потом на фото и определяет мне роль того самого выдающегося врача Николая Ниловича Бурденко. Нас предупреждали, что на грим уходит много времени, придется потерпеть. Но в моем случае ограничились тем, что выдали китель и заменили очки. А вот над обликом другой модели, Николая Сульженко, изображающего Бориса Збарского, трудились долго. Зато получилось один в один, словно человек и правда шагнул со старого снимка.
Позировали мы примерно час. Иногда нам разрешали «отмереть» и пошевелиться, но покидать свои места было нельзя.
— Непосредственно в этом здании с июля 1941-го по март 1945-го хранилось тело Ленина, эвакуированное из московского Мавзолея, — рассказывает журналист фото-проекта «Живая победа. История войны в лицах» Юлия Дедович. — Снимок, который мы реконструируем, эксклюзивный. По крайне мере, в широком доступе в Интернете его нет.
Ответственным за эвакуацию тела Ленина был Борис Ильич Збарский, советский биохимик, директор лаборатории при Мавзолее. В тюменской командировке он еженедельно отчитывался перед Кремлем: какие инъекции были введены, какие мази использованы, в каком состоянии находится тело вождя мирового пролетариата. Здание сельскохозяйственного техникума стало тайной сокровищницей советской власти. Окна на втором этаже изнутри были заложены кирпичом, а снаружи заколочены деревянными балками. Ставший секретным объект патрулировали отряды внешней и внутренней охраны.
Как рассказала Юлия Дедович, горожане все-таки узнали, что это за секретный объект. Дело в том, что Збарский в Тюмени стал не только руководителем комиссии по сохранению тела Ленина, но и преподавателем физики и математики в школе N 25. Когда Борис Ильич появился на первом уроке, дети сразу поняли, что это человек из столицы, потому что его уроки были похожи на лекции для студентов. Юлия рассказывает, что один мальчишка, заинтересовавшись новым преподавателем, нашел в энциклопедии фамилию Збарского. Там было указано, что ученый занимался бальзамированием тела Ленина. Сообразительный парнишка якобы все понял, но тайну сохранил.
Впрочем, все открылось, когда Збарскому пришлось обратиться к местному портному для пошива костюма для вождя по моде 20-х годов. История получила огласку, Збарский, как говорят, даже просил разрешения Сталина на организацию временного мавзолея в Тюмени, пока тело вождя находится в эвакуации, но получил отказ. .Вот о чем может рассказать одна фотография. Которая, кстати, хранилась в семейном архиве Збарских в Москве. Сын известного ученого Илья Борисович, который и сам есть на фото (крайний слева, с листком бумаги в руках), в 90-х годах передал снимок Вере Николаевне Аксюте. Сейчас она занимает должность директора музея архитектуры и строительства ТИУ. Так редкая карточка вернулась в Тюмень, где была сделана, и получила вторую жизнь.
P.S. Реконструированные фото и их истории можно увидеть и прочесть на сайте «Живая победа. История войны в лицах». А с 9 мая их соберут в передвижную выставку и повезут по городам Урала и Сибири. В нашем городе она откроется 22 июня.
***
фото: Фото 1944 года ;И фото 2018 года ;Константин пробует себя в роли Николая Бурденко ;Один из участников реконструкции Сергей Русанов ;Член общественной палаты Тюменской области Аркадий Либерман в роли наркома здравоохранения Георгия Митерева.