Вороны прилетели. Прилетят и лебеди
Тюменские ханты и ненцы в 24-й раз отметили праздник Вороний день, организованный общиной КМН «Кедр».
Впервые — не в Андреевском археологическом музее-заповеднике. Но неподалеку от него. Требуется внимательно смотреть по сторонам, чтобы, проезжая 21-й километр Ялуторовского тракта, не пропустить выцветшую металлическую конструкцию, предупреждающую: здесь поворот к санаторному оздоровительно-образовательному центру «Витязь».
Зато стоит свернуть с дороги в правильном месте — и вы окажетесь в заповедном лесу, том же самом, который окружает Андреевское озеро: высокие старые сосны, опавшая и порыжевшая хвоя, показавшаяся в многочисленных проталинах, и свежий воздух, так отличный от городского.
Конечно, «Витязь» — это детский центр, и его территория выглядит соответствующе. Но площадка для праздника, где можно поставить чум из оленьих шкур, развести костер и приготовить национальные кушанья, нашлась.
— Мы так и не смогли договориться с новым руководством археологического музея, — констатирует Ирина Малых, председатель совета «Кедра». — Наверное, это одно из испытаний, которые нам надо было пройти. Надеюсь, мы обзаведемся своей землей, где станем проводить праздник. Но в этот раз надо было искать место. Хотя решилось все быстро. «Кедр» и «Витязь» связывает давняя дружба. Дети, отдыхающие в «Витязе», каждый год посещали нашу экспозицию быта коренных народов Севера в музее-заповеднике на озере Андреевском.
Ребятишки и вожатые текущей лагерной смены были гостями Вороньего дня. Так же, как младшеклассники из боровской и винзилинской школ. Из молодежи были как коренные северяне, обучающиеся в тюменских вузах и находящиеся под покровительством «Кедра», так и студенты медицинского университета, среди которых оказались. мексиканцы, приехавшие по обмену. Возможность попасть на праздник старшему поколению обеспечили землячества Югры и Ямала.
— Eще нам звонили люди, не объединенные ни в какие организации, — рассказывает Ирина Малых. — Те, кто каждый год ездил отмечать Вороний день, полюбили этот праздник и не хотели нарушать традиции. Конечно, мы всем были рады, никому не отказывали.
.Гостей набралось около двух сотен. Им, традиционно, предложили очиститься дымом костра и посмотреть постановку, отсылающую к сути праздника.
Поставить мини-спектакль доверили Петру Юнкеру, студенту института культуры. В традициях коренных северных народов есть несколько мифов о том, почему предвестницей весны стала именно ворона. Но молодой режиссер, сам ханты по национальности, решил взять за основу для сценария стихи мансийского поэта Ювана Шесталова и объяснить гостям, почему в Вороний день принято завязывать на ветках берез цветные ленты. Согласно его прочтению, невезучий молодой охотник перепутал ворону с тетеревом и застрелил священную птицу из лука. Когда в положенное время весна не пришла на смену зиме, люди оказались на грани гибели. Корящий себя за ненамеренный, но дурной поступок охотник получает помощь от лесного ворона. Тот, выслушав рассказ парня, советует ему взять цветные ленты из волос возлюбленной, повязать на ветви березы — покровительницы женщин и детей — и попросить прощения. Заканчивается все ожидаемо хорошо. Тем более что гости согласились помочь герою спектакля и, взяв каждый по кусочку ленты, тоже пошли к старой березе. Кстати, весна и впрямь смилостивилась, обеспечив в воскресенье — день праздника — теплую и солнечную погоду.
Гостей развлекали песнями и танцами. Малышне показывали, как набрасывать деревянные кольца на ветвистые оленьи рога. А молодежи выделили площадку для занятий национальными северными видами спорта: метания тынзяна на хорей, перетягивания палки и прыжков через нарты.
Глядя на сверстников, выросших в стойбищах и с легкостью забрасывающих веревочную петлю на высокий шест, студенты медуниверситета живо поскидывали куртки и тоже попробовали. Оказалось, это куда сложней, чем выглядит! Мексиканские студенты заинтересовались прыжками через нарты, даже на ломаном русском попросили северян объяснить, как правильно поджимать ноги и как отталкиваться от земли. Но пройти всю трассу из дюжины нарт не сумел ни один из них.
— Конечно, я переживала, как пройдет праздник в новых декорациях, — признается Ирина Малых. — Все ли найдут дорогу, понравится ли гостям на новом месте. Но теперь вижу, что дело не в конкретном месте, а в людях, которые готовят представление и относятся к традициям с теплотой.
.Кстати, есть шансы, что следующий Вороний день коренные северяне проведут на собственной территории: представители «Кедра» сейчас оформляют землю неподалеку от центра «Витязь», чтобы разместить экспозицию, раньше стоявшую в музее-заповеднике.
— Мы не намерены покидать окрестности Андреевского озера, — твердо заявляет Ирина Малых. — Это земля, на которой наши предки жили с незапамятных времен. Например, неподалеку от «Витязя» был найден мансийский клад.
По словам Малых, документы в департамент имущественных отношений поданы. К концу весны-началу лета можно рассчитывать на ответ. Впрочем, планы, как обустроить новое стойбище, Ирина Юрьевна готова озвучить и сейчас.
— Авторы экспозиции изначально хотели разделить хантыйское и ненецкое жилища, но в музее-заповеднике не смогли этого сделать, просто не хватило свободной площади, — объясняет она. — В новом стойбище быт разных народов будет разделен, чтобы гости могли видеть не только сходство, но и отличия. Помимо знакомых юрт и лабазов появятся новые постройки. Больше будет в жилищах предметов, которые ханты и ненцы делают своими руками, чтобы использовать в повседневной жизни. Кроме того, мы построим загон для оленей. Животные есть, они ждут только момента, когда нам будет где их держать. Заведем также самоедских лаек.
Вернется, вероятно, и контактный зоопарк, обитатели которого так полюбились многим тюменцам. Но не в полном составе. Например, козел Федор, переехавший в Нижнетавдинский район, стал вожаком собственного стада и вряд ли захочет вернуться в просторный, но одинокий загон. Зато коза Маня совершила за год несколько побегов, стремясь вернуться в родной заповедник на озере.
А лебедушка Василиса в Армизонском районе нашла свое счастье: ей встретился лебедь, отбившийся от клина. Птицы так понравились друг другу, что образовали пару. И он больше никуда не полетел, остался с ней.
— Может, они когда-нибудь захотят перебраться жить к нам, — говорит Ирина Малых. — Для этого им достаточно прилететь.
***
фото: Сцена из спектакля ;Мариано Рико и Хуан Миллан ;Ирина Малых ;Национальный северный колорит.