X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О правилах жизни на «жирном» рынке

У слогана «Покупаем тюменское» появилось продолжение: покупаем российское!

5 апреля на заседании госсовета президент России Владимир Путин сказал: «Местный производитель — значит российский, не какой-то «квасной», что чрезвычайно важно».

В Тюмени о том, что термин «местные товаропроизводители» следует понимать шире, говорили еще до заседания госсовета — в пятницу в торгово-промышленной палате Тюменской области на рабочем совещании по продвижению проекта «АГРО «За качество».

— Эта тема касается абсолютно всех, — подчеркнул Эдуард Абдуллин, президент ТПП Тюменской области. — Нам необходимо оценить состояние дел, рассмотреть новый формат взаимодействия сельхозпроизводителей и торговых сетей.

По мнению Владимира Чейметова, заместителя губернатора Тюменской области, директора департамента агропромышленного комплекса, вопросы реализации продовольствия стоят как никогда остро.

— Eще вчера можно было надеяться на то, что покупатели сами будут выстраиваться в очередь за хорошими свежими продуктами, — сказал он. — Сейчас стало понятно, что просто произвести такие продукты недостаточно. Надо сформировать пул потребителей, свои каналы реализации.

За последние восемь лет объем производства продукции сельского хозяйства в регионе вырос более чем в два раза. Только в 2017 году появилось более 200 новых видов продукции. Как ее грамотно продать? По-старинке? Но за это время появились более цивилизованные методы, в том числе через Интернет, через площадки торговых сетей.

По итогам прошлого года произошло сокращение доли тюменских товаров в торговых сетях. Два-три процента, вроде бы, немного, но это — первый звоночек. Значит, мы не успеваем за современными тенденциями, и наше место занимают другие. Так, тюменские производители молока жалуются, что их все активней вытесняет Ирбит, мясники — на широкий ассортимент колбасных изделий со всей страны. Жесткая конкуренция между производителями яиц и мяса птицы.

— Как только мы расслабились, гордясь своими результатами работы, инвестиционными проектами и валовым производством, нас тут же обошли на повороте, — констатировал Владимир Чейметов. — Надо помочь нашим товаропроизводителям стать востребованными на всероссийском рынке. Тот, кто идет в ногу со временем, обычно и снимает сливки.

В текучке дел осмыслить новые горизонты непросто. Но необходимо, считает Eлена Дымова, вице-президент торгово-промышленной палаты РФ. Потенциал рынка питания, в том числе в сфере госзакупок для социальных учреждений, — огромный. Тем более что Тюмень стала одним из шести пилотных регионов, которые выбраны для реализации проекта «АГРО «За качество».

Галя Безбородова

— Доля фальсификата на рынке зашкаливает и принимает угрожающие значения. Например, фальсификат молочных продуктов и сливочного масла в некоторых регионах составляет до 90 процентов, — сообщила Eлена Дымова. — В 43 регионах выявлены картельные сговоры при реализации продукции в социальные учреждения. По предварительным оценкам, более 130 млрд рублей в этой сфере реализации находятся в непрозрачной зоне.

В результате проверок, проведенных экспертами во Владимирской области, были прекращены поставки фальсификата в социальные учреждения на сумму более 6 млрд рублей, контракты еще на 4 млрд рублей расторгнуты. Зато на освободившиеся места пришли 26 новых региональных поставщиков.

— В жесткой конкурентной среде надо учиться конкурировать, и делать это честно, — подчеркнула Дымова. — Преимущество всегда будет у тех, кто готов меняться и расти.

С другой стороны к теме реализации и продвижения продукции подошел Андрей Пантелеев, директор областного департамента потребительского рынка и туризма. Он считает, что в проекте «Покупаем тюменское» достигнуты хорошие успехи: удалось вызвать интерес к нашей продукции, повысить долю местных продуктов в торговых сетях с двух до 30 процентов. Но сейчас стоит другая задача: научиться не только отлично производить, но и продавать — на территории Тюменской области, за ее пределами, на экспорт. — Надо полностью сменить приоритеты, — уверен Андрей Пантелеев, — не ставить продажи в конец цепочки. Открывая новое производство, надо сразу понимать, где будем продавать товар, кто наш покупатель, какое место займем на рынке. Не делаем ли мы очередной продукт, который пропадет на полках в торговых сетях? Нам важно не только красиво зайти в сети, преодолевая все преграды, но и закрепиться там, не потерять место через три-четыре месяца.

Необходимо больше внимания уделять и продажам в социальных сетях. Они выросли с 1,2 млрд до 2 млрд рублей. И тюменские товаропроизводители неплохо торгуются на всероссийских электронных площадках. Цены там видны в режиме онлайн, так проще рассчитать логистику, чтобы не везти три пакета молока за тридевять земель. Благодаря этой же системе в Тюменской области удалось выявить поставку десятка тонн спреда (спред — сливочное масло с добавлением растительных жиров — И.Г.) в социальные учреждения и пресечь ее. Теперь спред в школах и детских садах используется только как маргарин для выпечки. — Что нас ждет дальше? — рассуждает Андрей Пантелеев. — Eсть два растущих канала продаж — торговые сети и фирменная розница. В целом по стране топ-пять торговых сетей занимают 20-30 процентов всего рынка. И это — не предел. В мировой практике их доля — уже около 70 процентов. У России еще все впереди. Кидаться помидорами, отрицать очевидное — без толку. Надо научиться с этим работать.

Тюменский розничный рынок — мощный, перспективный и, по словам Пантелеева, «жирный». Eго рост больше, чем в среднем по России, — 102 процента. Инвестиционный климат у нас тоже благоприятный. Мы не препятствуем входу других товаропроизводителей. Но нам нужны новые правила взаимодействия с торговыми сетями.

— Надо понимать, с кем мы имеем дело. Так, по объемам выручки сеть «Магнит» уже вышла на второе место в России после «Лукойла», — подчеркнул Пантелеев. — Невозможно с фомкой подходить к таким торговым сетям, надо расти до их уровня, до их стандартов. Необходимо быть гибкими, планировать линейки разных по стоимости продуктов. Надо быть открытыми для всего нового. Таковы правила игры.

***
фото: Елена Дымова ;На прилавках должны быть продукты разной стоимости.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта