X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Хирурги заставят сердце биться!

Иногда сердце называют самой сильной мышцей в человеческом теле, имея в виду, что оно непрерывно сокращается всю нашу жизнь, выполняя колоссальную работу.

Но тот, кто больше всех работает, испытывает и самую серьезную нагрузку. В Тюменской области заболевания сердечно-сосудистой системы остаются самой распространенной причиной смерти. Как, впрочем, и вообще в России. Врачи разных специальностей непрерывно ищут новые способы выявлять сердечные болезни и предотвращать их страшный итог — инфаркт.

В конце прошлой недели в Тюмень съехались кардиологи, кардиохирурги и рентгенэндоваскулярные хирурги со всей страны, чтобы обменяться опытом в ходе научно-практической конференции «Рентгенэндоваскулярное лечение сложных форм ишемической болезни сердца».

— За последние десять лет разработаны национальные программы оказания помощи пациентам с инфарктом миокарда и осложнениями, возникающими после него, — говорит Баграт Алекян, главный рентгенэндоваскулярный хирург Минздрава РФ. — В это были вложены серьезные средства. И сегодня мы можем сказать, что произошел прорыв, — по всей стране открыто 145 кардиологических центров, специализирующихся на лечении таких патологий. Эта сеть клиник позволяет организовать медицинскую помощь так, чтобы не только жителям мегаполисов, но и небольших городов, поселков и деревень была доступна высокотехнологичная хирургическая помощь. В кардиологических центрах есть врачи, способные выполнить специальные исследования, например, коронарографию, и локализовать закупоренный сосуд — причину инфаркта. Тогда хирурги эффективней и быстрей избавят сосуд от тромба, восстановив кровоток.

По словам Баграта Алекяна, своевременное вмешательство специалистов позволяет снизить летальность от острого инфаркта миокарда до пяти процентов. Тогда как без хирургической помощи пациенты погибают от инфаркта в 20-25 процентах случаев.

— Долгое время, чтобы восстановить кровоток сосудов сердца, врачи применяли аортокоронарное шунтирование, — рассказывает Баграт Гегамович. — Это сложная операция, после которой пациент должен долго восстанавливаться. Потом появилась методика стентирования коронарных сосудов. Это чрескожное вмешательство, позволяющее пациенту на второй день выйти работать. За последние десять лет соотношение этих операций поменялось. В 2017 году в России выполнили больше 200 тысяч стентирований против 30 тысяч шунтирований.

Впрочем, как объяснил специалист Минздрава, решение, какую из двух операций делать, принимает не один врач. Для этого все в большем количестве российских клиник создаются так называемые сердечные команды, куда входят кардиолог, кардиохирург и эндоваскулярный хирург. Вместе они оценивают риски, отставив в сторону эмоции и личные предпочтения, и действуя лишь во благо больному.

О тюменской «сердечной команде» Баграт Алекян отозвался как об одной из самых сильных в России. Подчеркнул, что наш кардиоцентр создан давно, и его врачи имеют колоссальный опыт и выполняют более двух тысяч операций в год. — Тюмень входит в десятку городов России, где впервые начали выполнять эндоваскулярные операции. Это был 1995 год, — подтверждает слова коллеги из Минздрава Игорь Зырянов, главный рентгенэндоваскулярный хирург УрФО. — Когда речь заходит об инфаркте, время решает все — правило «золотого часа» означает, что чем раньше пациента доставят в больницу, тем больше он имеет шансов не просто выжить, но и выздороветь. Так что очень важно, чтобы мест, где оказывают такой вид медицинской помощи, было больше. И чтобы они работали круглосуточно. На территории Тюмени и юга области их пять — это довольно много. Причем и хирурги кардиоцентра, и хирурги ОКБ N 1 работают 24 часа в сутки.

Зырянов также отметил, что специалисты тюменского кардиоцентра высоко ценятся не только в стране, но и в мире. И что часть маститых хирургов, представлявших на научно-практической конференции разные регионы России, начинали именно в Тюмени.

.Кстати, об острых инфарктах на конференции почти не говорили. Основной темой были пациенты со сложными формами ишемической болезни, для которых хирургам надо подбирать редкие, нетрадиционные методики лечения. В том числе говорили о пациентах с хронической ишемической болезнью — их в любой момент может настигнуть инфаркт. Коллеги обсуждали, как можно не допустить подобного исхода и какими методами помочь, не навредив.

Самый жаркий спор разгорелся между профессором Сергеем Абуговым из московского центра хирургии имени Б.В. Петровского и кандидатом медицинских наук Дмитрием Певзнером из московского исследовательского центра кардиологии при Минздраве (его даже в шутку назвали «баттлом», имея в виду соревнования рэп-музыкантов).

Кардиолог Певзнер, ссылаясь на исследования иностранных коллег, доказывал, что «однососудистых» пациентов можно лечить терапевтическими методами, без всяких операций. Хирург Абугов, ссылаясь на те же самые исследования и находя в них методологические недостатки, его мнение оспаривал.

Здесь надо пояснить, что большинство пациентов с хронической ишемической болезнью имеют затрудненную проходимость одновременно нескольких сосудов сердца. Но 10-15 процентов больных оказываются, как говорят хирурги, «однососудистыми». Некоторые исследователи считают, что таких людей можно лечить не только хирургически, но и с помощью одних лишь лекарств.

Высказав по очереди свое видение ситуации, хирург и кардиолог принялись отвечать на вопросы зала. И быстро скатились в оживленную дискуссию друг с другом. Недовольные коллеги, тоже желающие сказать свое слово, не выдержали и стали один за другим вставать с мест и спускаться вниз, к сцене, где сидели спорщики. Даже Баграт Алекян в конце концов вмешался в разговор, призвав расшумевшихся докторов немного отстраниться от исследований, проводящихся под строгим наблюдением научных сотрудников, и обратиться к имеющимся реалиям.

Eго точку зрения разделил и Игорь Зырянов:

— Eсть ряд иностранных исследований, которые сравнивают преимущества хирургического и терапевтического лечения хронической ишемической болезни, отдавая пальму первенства лекарствам, — объяснил он. — Но правда жизни в том, что даже если таблетки и имеют эффект, сравнимый с хирургическим вмешательством, он проявляется только под постоянным наблюдением врачей. В реальности же пациенты забывают принимать лекарства или даже самовольно бросают их прием. А вот когда мы ставим стент, человек вдруг начинает иначе относиться и к своему здоровью, и к рекомендациям врачей. Он думает, раз дошло до операции, значит, дело и вправду серьезное. И не нарушает приема все тех же лекарств, без которых в послеоперационный период не обойтись при стентировании. Некоторые пациенты даже начинают вести здоровый образ жизни, что очень похвально.

.За два дня, которые длилась конференция, врачи обсудили несколько десятков тем. Причем, возможность выступить получали не только признанные специалисты, но и молодые: хоть они и были вынуждены порой пасовать перед вопросами более опытных коллег. Но именно в таких научных дискуссиях рождаются новые методические подходы к лечению болезней.

Фото предоставлено тюменским кардиоцентром

***
фото: Врач рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения Михаил Семухин (справа) в операционной рентген-хирургических методов диагностики и лечения N 1 кардиоцентра.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта