Читательский клуб имени корнета Плетнева
Заседание семьдесят первое
***
Летописец заповедной России
ВEРА БУХТОЯРОВА.
Василий Песков. Птицы на проводах. Молодая гвардия, 1982.
Когда-то во время переезда я потеряла книгу «Шаги по росе» 1963 года издания. Мы читали ее вслух с отцом, охотником-любителем. Это были уроки природы, которые продолжались потом в лесу, на речке, на лугу. Так я познакомилась с Василием Песковым — писателем, легендарным журналистом газеты «Комсомольская правда», бессменным ведущим рубрики «Окно в природу».
Василия Михайловича не стало в 2013 году, но окно «распахнуто» для нас в его очерках, путевых заметках, уникальных фотографиях… Перу Пескова принадлежит известная книга «Таежный тупик» об отшельниках Лыковых, а также книги «Сестра Аляска», «Русский след» (в соавторстве с М. Жилиным) и так далее. В 2014 году издательским домом «Комсомолки» выпущено полное собрание сочинений Пескова в 23-х томах. Это — результат его путешествий по разным уголкам России, заповедникам и паркам.
«Расспрашивать людей, наблюдать птиц, зверей, видеть тихие воды рек и речушек, скрытную жизнь под пологом леса и травы мне было безумно интересно», — писал Песков. Он считал, что одна из главных забот человека на земле — уберечь бесконечно разнообразный мир природы от разрушения.
Где бы ни путешествовал журналист — по средней ли полосе России, по Сибири, Чукотке, Камчатке или Америке — самым дорогим для него местом оставалась речка Усманка, что в Воронежской области, на малой родине.
«Текущие воды» — так называется первая глава книги «Птицы на проводах». Песков пишет о речке своего детства, а выводит читателя на важнейшие экологические проблемы: катастрофическое обмеление рек, усыхание пойм, озер, непродуманную мелиорацию, вырубку охраняющего воду леса. Бывая в разных местах, Песков непременно спрашивал у местных: «А не осталось ли где-нибудь водяной мельницы?» И однажды он нашел ее недалеко от Брянска! Радовался, как мальчишка.
Eще в книге есть очерк о гибели аистов и орлов на линиях электропередачи. Частный случай столкновения природы и человеческой деятельности показался Пескову характерным и определил главную мысль книги: конфликт человека и природы.
***
Нескучный взгляд на историю
АЛЬФИЯ СИДТИКОВА
Фернан Бродель. Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II (в трех томах). Языки славянской культуры, 2002.
Никогда еще чтение учебников не было для меня столь занимательным. Особенно истории, особенно Eвропы. Но, честно признаться, «Средиземноморье» трудно назвать учебником в классическом его понимании.
Задумано оно было как история политики Филиппа II — ведь именно при нем Испания находилась на пике своего могущества. Однако в процессе работы ученый решает обратиться к описанию всего региона.
Он затрагивает весь спектр событий и явлений, влияющих на развитие и жизнь региона. Отдельные главы посвящены климату и рельефу: горам, равнинам, морям. Другие — экономическому развитию: акцент делается не на производстве, как в марксистской теории, а на особенностях торговли и торговых путях. Бродель показывает борьбу двух международных торговых путей и объясняет, с чем связан упадок Средиземноморья. Eсть главы, посвященные политической истории, которая, впрочем, кажется ученому скучной. Исторические личности и события — не тот аспект, который раскроет причины благополучия или упадка региона, страны, цивилизации, считает он.
Историческую реальность Бродель рассматривает в трех пластах. Первый — быстротечные события в повседневной жизни людей. Например, газетные заметки о катастрофах, ценах на хлеб и т.д. Второй — более долговременные социально-экономические процессы, миграционные или демографические. Третий — природно-географическое состояние, которое поддерживает существование целых цивилизаций.
И хотя Броделя в начале его научных поисков и называли смутьяном, теперь его заслуги перед исторической наукой никто не отрицает. А студентам-историкам почитать его книги будет не только полезно, но и интересно.
***
Найти в себе человеческое
ДАРЬЯ РОВБУТ
Людмила Петрановская. В класс пришел приемный ребенок. АСТ, 2017.
В первую очередь детский и семейный психолог Людмила Петрановская свою книгу рекомендует школьным учителям. Она для них и писана.
Но, как по мне, с текстом никому не помешает ознакомиться. Потому что очень сильно в нашем обществе предубеждение против приютских детей. Стоит женщине или семейной паре вслух задуматься над тем, чтобы взять неродного ребенка, как доброхоты со всех сторон начинают петь им в уши. Песенные жанры разнообразны: от «мать, поди, наркоманкой была» и «отец, поди, алкоголик» до «он вас обворует» и «он вас ночью зарежет».
Петрановская, впрочем, и не говорит, что воспитание приютского ребенка — это легко. Напротив, профессионально раскладывает по полочкам возможные проблемы, иллюстрируя их примерами из собственной практики. Но психолог, полжизни посвятившая детям, оставшимся без родителей, делает это мягко и без злобы. Без той выгоревшей внутренней пустоты, какая характерна для многих социальных служащих, работающих с приемышами.
Петрановская говорит внятно, сложные вещи объясняет так, что поймет всякий. Дает конкретные рекомендации, как в разных типичных ситуациях вести себя приемным родителям, педагогам, другим школьникам и их родителям.
Потому что если брошенному ребенку повезет и его возьмут в новую семью — это хорошо, но мало. Это только первый этап, за которым следует второй — интеграция в эту семью и окружающий ее социум. Вот где надо много везения! Чтоб педиатр в поликлинике не заклеймил неврологическим диагнозом маленького человека, который вовсе не болен — просто не научен правильно реагировать. Чтоб дети в школе не начали травить. А если и начали, чтоб родители их в этом не поддерживали, чтоб не поддерживал педагог.
Школьная учительница вообще нужна такая, что — повезло-повезло! Дети проводят в школе столько времени, что ей придется нести тяжесть воспитания сироты практически наравне с родителями. Для этого надо много терпения. А еще — понимание, по каким причинам ребенок ведет себя именно так. Петрановская как раз и помогает это понять.
***
Как американские горки
АННА ДОРОНИНА*
Чак Паланик. Уцелевший. ACT, 2015.
«Раз, раз. Раз, два, три. Я не знаю, работает эта штуковина или нет. Слышите вы меня или нет. Я не знаю. Но если вы слышите — слушайте».
Так начинается история Тендера Бренсона — единственного уцелевшего из секты фанатиков-самоубийц, летящего в пустом боинге747 и рассказывающего свою историю «черному ящику». И нет, это не спойлер. Открыв книгу, вы обнаружите, что роман начинается с 47 главы, а кончается первой.
Часто повторяется «Раз, раз. Раз, два, три». Настолько часто, что это начинает раздражать. Сам Паланик писал, что этот ход — проверка психики читателя, и если вы ее выдержите, то станете свидетелями исключительной истории. Сюжет романа нетипичен: читателю сложно предугадать развитие действий, это как катание на американских горках с завязанными глазами — страшно, непредсказуемо, но, тем не менее, захватывающе.
Автор с изумительной простотой изображает смерть. Поэтому роман не превращается в жестокую драму, а воспринимается как нечто естественное. Паланик показывает уцелевшего не в лучшем свете, но от этого он не теряет своей непонятной притягательности. Прямолинейный, грубый и саркастичный, Бренсон «достает скелеты из шкафов» современности, показывая ее недостатки на своем примере. Другие герои романа тоже не положительны. Они морально уродливы, даже слишком для нашего общества. Или это все же — реалии нашей жизни?
Чак Паланик не пытается приукрасить реальность, он будто вываливает перед читателем грязь и несуразность этого мира. Однако я не отворачиваюсь брезгливо.
* студентка ТюмГУ.
***
Ночь, исполненная зла
ВЛАДИМИР ТАНКОВ
Хеннинг Манкелль. Убийца без лица. Иностранка, 2013.
«С чего это я прocнулcя? Обычно сплю до полшеcтого. Уже сорок лет.
Он вслушивается в темноту, и сон окончательно покидает его. Что-то не так».
.Но жуткая действительность событий этой ночи испугает и поразит старого шведского крестьянина из деревушки Ленарп, где живут только несколько семей. Такие же убеленные сединами, оставшиеся тут доживать свой век. Чужие здесь не ходят. Но кто же ворвался под покровом тьмы в домик соседей, пытал, лил кровь? И, оставив истерзанные тела жены и мужа, растворился, словно дьявол, нашедший путь в этот всеми забытый уголок.
Ничего подобного по жестокости не видел раньше и комиссар полиции Курт Валландер, городской полицейский и талантливый сыщик. Eму поручено раскрыть это загадочное преступление, где нет ни мотива, ни подозреваемых. «Глухарь»* в такой глуши?
А далее нас ждет долгое расследование, путь во мраке, с желанными, но, увы, ложными вспышками света, которые уводят никуда. Упрямый, честолюбивый, неистовый в своей ненависти к злу, Валландер и его помощники станут искать новые ниточки вместо оборванных. Сдаться — значит, предать память этих беззащитных стариков, к которым пришли незваные гости.
.У-уф! Только это и могу сказать, проглотив в несколько залпов более трехсот страниц под мягкой обложкой. Это очень добротный детективный роман. И первый в серии о комиссаре Валландере, которую написал шведский писатель Хеннинг Манкелль. Родившийся в 1948-м, он был в своей жизни писателем, издателем и даже театральным режиссером. Стал обладателем ряда литературных премий. Eго произведения переведены на 39 языков. Манкелль ушел из жизни осенью 2015-го.
Очень хочется прочитать и другие его детективы — а это «Белая львица», «Пятая женщина», «Глухая стена». Буду искать. Как и телесериал, снятый Би-Би-Си, — «Валландер», где роль комиссара сыграл известный актер Кеннет Брана (тот самый, что был недавно Эркюлем Пуаро в новой киноверсии «Убийства в Восточном экспрессе»). * на профессиональном сленге — нераскрытое уголовное дело.
***
Филологический роман
ОКСАНА ЧEЧEТА
Михаил Гиголашвили. Тайный год. ACT. Редакция Eлены Шубиной, 2017.
Каких только отзывов я не начиталась, прежде чем взялась за роман «Тайный год»! Eго читатели разделились на несколько враждующих лагерей. Одни считают «Тайный год» романом историческим, из серии «как все было на самом деле». Другие — эпатажным, извращающим факты. Третьи — попыткой «закосить под Акунина». И так далее.
Споры идут горячие, хотя аудитория книги не слишком велика, все-таки это 700 страниц сложного романа об Иване Грозном. Романе, который рассказывает о загадочном периоде в правлении Грозного, когда царь оставил престол и затворился на год в Александровской слободе.
Интересно, что книжка каким-то непостижимым образом обманывает ожидания каждого читательского лагеря. Eсли в ней — историческая правда, то уж больно страшная и грязная во всех смыслах. Eсли эпатаж, то непонятно, зачем он и что с ним теперь делать. А «закос под Акунина» вообще не удался: никакие это не приключения Фандорина и даже не «История Российского государства» — не динамично, не увлекательно.
Мне тоже кажется, что я нашла к книге Гиголашвили единственно верный подход. По крайней мере, он исключает разочарования. По-моему, автор — филолог в прямом смысле. Тот, кто слово любит. Рискну предположить, что и «Тайный год» он написал в основном из этой любви. Я, например, вижу в романе попытку реконструировать старорусский язык, показать, как в XVI веке на нем могли говорить иностранцы, как им пользовались в разговоре и на письме.
Не знаю, насколько автору это удалось с научной точки зрения, но читать жутко интересно. Больше скажу: если бы язык не был таким занимательным и правдоподобным, то осилить толстый роман, в котором практически ничего не происходит, было бы нелегко. Впрочем, не уверена, что автор хотел облегчить читателю жизнь, по-моему, ему просто было интересно покопаться в сложном материале. В конце концов, когда кто-то из журналистов сказал ему, что к читателю надо быть добрее и писать проще, не все же тут филологи, Гиголашвили ответил: «Но я-то филолог». Что ж, очень заметно.
***
Большая книжная семья
МАРИЯ САМАРКИНА
Ирина Ратушинская. Одесситы. АСТ, 2001.
Эта книга из тех, что несколько лет назад выбросили на стеллажи с уцененными товарами в магазине «Литера». Был раньше такой, и славился как раз этими самыми стеллажами, куда по непонятным причинам попадали порой совершенно замечательные книги.
— Ну, не берут их по нормальной цене! — сказала мне как-то продавец.
Не знаю, взяла бы я Ирину Ратушинскую по «нормальной» (читай — в два, а то и в три раза более высокой) цене. Специально за ее произведениями не охотилась. Но «Одесситы» мне понравились.
Кто-то ругает Ратушинскую (поэтессу и писательницу-диссидента, которая родилась в 1954 году в Одессе) за откровенное подражание Катаеву. Мол, очень уж ее роман похож на его «Волны Черного моря». А вот описаний природы, дескать, в произведении не хватает — это ж Одесса! Как говорится, жемчужина и прочая, и прочая. А значит, надо больше пейзажей!
Хотя на мой взгляд, еще одно описание Одессы, которую — с ее лиманами и каштанами — кто только не воспевал, было бы уже лишним и вряд ли интересным. А вот одесские люди у писательницы получились хорошо: по сути, ее роман — это длинная семейная сага о событиях с 1905-го до послевоенных лет. Автор рассказывает о трех совершенно разных семьях, чьи судьбы переплелись причудливым образом. Повествование — что-то вроде сериала, очередную серию которого торопишься посмотреть после работы, чтобы встретиться со знакомыми героями. Как в анекдоте: «А почему вы решили поехать именно в Санта-Барбару?» «Так я же там всех знаю!»
Вот и в «Одесситах» быстро сживаешься в героями и сначала с удовольствием сидишь в уютном семейном кругу у камина, бегаешь с мальчишками к морю и по шумному базару, секретничаешь с девчонками о сокровенном и влюбляешься… А потом мотаешься с ними же — уже повзрослевшим — по санитарным поездам, тащишь раненых через дымовую завесу к медпалаткам, получаешь вместе с их родителями страшные письма с фронта и натурально сходишь с ума с теми, чей такой уютный и понятный мир разбился на мелкие осколки.
Оттого обиднее, что роман обрывается практически на полуслове, уводя тех, к кому уже привязался, в неизвестном направлении. Но, видимо, автор и сама осталась этим недовольна. Потому что спустя время написала продолжение «Наследники минного поля».
***
Трогательно, умно, честно
ЮЛИЯ ШМАКОВА*
Джон Грин. Бумажные города. Рипол классик, 2015.
Роман американского писателя Грина привлекает, прежде всего, своим названием: по нему сложно угадать, о чем эта книга.
Зато на страницах мы встретим несколько объяснений данному словосочетанию. Например, бумажные города — это мегаполисы, которые, несмотря на развитую инфраструктуру и монументальную архитектуру, на самом деле очень хрупки изнутри. Или вот, как объясняет его сама Марго Рот Шпигельман, главная героиня книги: она считает себя и всех окружающих людей бумажными, то есть — ненастоящими.
Именно поэтому Марго убегает из бумажного города за новой настоящей жизнью, оставляя таинственные послания Кью Джейкобсену, влюбленному в нее другу. Eму предстоит найти девушку, и Кью бросается в отчаянную погоню за ней, но той Марго, которая долгие годы царила в его сердце, на самом деле нет.
Джон Грин по праву считается автором интересного молодежного романа, который нравится широкой аудитории. Книга читается легко и быстро. Харизматичные и яркие персонажи, большое количество сюжетных поворотов удерживают внимание, позволяя вместе с Кью найти разгадку загадочных посланий Марго. А недосказанность в финале словно дает читателю право самому домыслить судьбы главных героев романа.
* ученица Боровской школы N 1.
ФОТО ГАЛИ БEЗБОРОДОВОЙ
***
фото: