Резьба в словаре не нуждается
Мастер художественной резьбы по дереву Вадим Шитов не владеет тайским языком. Но стоило ему показать на экране телефона фотографии своих работ, и его без лишних расспросов пустили в святая святых паттайского храма Истины — в реставрационную мастерскую.
— Так мы и приложили руку к тому, чтобы ускорить процесс строительства этого храма, — улыбается сын Вадима Макаровича Святослав, тоже мастер-реставратор.
Шитовы вернулись из Таиланда буквально на днях. Загорели лишь слегка, несмотря на то, что пробыли на курорте почти месяц.
— Потому что на пляж-то выходили за это время всего раза три, — разводит руками Шитовстарший.
Цель поездки была совсем другой: своими глазами увидеть образцы таиландской народной резьбы, узнать, как работают местные реставраторы, и — мечта! — принять участие в строительстве храма Истины, который возводят в Паттайе ни много ни мало с 1981 года.
— Подробно об этом уникальном деревянном строении я узнал году в 2005-м — из журнала «Всемирный следопыт», — рассказывает Святослав. — Меня поразило, что строят здание без единого гвоздя (скрепляют детали при помощи деревянных же дюбелей — М.С.), а высотой оно при этом более ста метров! Ну и, конечно, обилие разных элементов — от крупных до мельчайших — восхищает. Интересно было посмотреть не только на сам храм, но и на людей, которые так терпеливо и усердно вырезают его детали из дерева.
К Шитовым в их путешествии присоединилась дизайнер-резчик Татьяна Башкирцева. Когда вместе с Вадимом Макаровичем и Святославом она попала в мастерскую при храме, в первую очередь обратила внимание на то, что среди мастеров много женщин. Они-то, как выяснилось, и есть самые терпеливые резчики по дереву. С утра до вечера без перерывов могут тюкать молоточками и специальными колотушками по стамескам, вырезая очередное панно или скульптуру, которую позже приладят на фасад храма.
— Труд, конечно, адский, — говорит Вадим Шитов. — Работа монотонная, и ее много. А выходных у тайцев и бирманцев, которые строят храм, всего два в месяц. Получают они по 300 бат за смену — это что-то около 600 рублей. Правда, оплата труда не сдельная, а почасовая, так что они могут особо не торопиться. Как, в принципе, и поступают.
Тюменских соратников по цеху местные мастера приняли с радостью: во-первых, те внесли разнообразие в их будни. Во-вторых, показали, как режут по дереву в России, — совсем не так, как в Таиланде. В-третьих, гостям можно было доверить свою работу и немного отдохнуть. А нашим только того и надо было!
— Мы получили очень ценный опыт, — говорит Вадим Макарович. — Освоили новую для себя технику. Будем применять ее или нет — это уже другой вопрос, но владеть ею дорогого стоит.
Кроме новых умений, Шитовы привезли из Паттайи в Тюмень набор стамесок с автографами мастеров. Эти стамески заточены особым образом и со слегка деформированными деревянными ручками. Дело в том, что по этим ручкам стучат колотушками. Даже самые мелкие рисунки тайцы умудряются ювелирно выбить таким вот образом. В то время как русские резчики привыкли плавно направлять стамеску по дереву, надавливая на нее рукой.
— Мы обменялись советами — по технике резьбы, по способу заточки инструментов, — продолжает Вадим Шитов.
И практически все это — на языке жестов! Мастер мастера всегда поймет, смеются Шитовы в ответ на мой недоуменный вопрос: как они рискнули отправиться в незнакомую страну, без предварительных договоренностей, не владея тайским, лишь слегка владея английским, и умудрились-таки попасть туда, куда мечтали?
— Этот храм вообще овеян множеством легенд и реальных интересных историй, пусть визит в него тюменских реставраторов будет еще одной такой историей, — говорит Святослав.
Тюменские реставраторы, в свою очередь, тоже собрали в Таиланде множество историй и наблюдений. Узнали, например, что тайцы не склонны хранить как зеницу ока и восстанавливать старые элементы деревянного декора. Когда они приходят в негодность (а быстрее всего это происходит с элементами, которые украшают храм со стороны моря, где повышенная влажность), мастера просто выбрасывают их и изготавливают новые. Точно такие же.
— Сердце кровью обливалось, когда находили в кучах мусора руку или голову какой-нибудь скульптуры, — рассказывает Вадим Шитов, с нежностью проводя рукой по старым наличникам, которые висят на стене в его мас-терской. — Мы-то стараемся максимально сохранить и восстановить то, что досталось нам от предков. А тайцы совсем иначе относятся к этому. У них своя философия.
Кстати, храм Истины — это вообще средоточие разных философий и религий. Он имеет четыре группы, украшенные изображениями, относящимися к буддийской и индуистской религиям, к мифологиям Камбоджи, Китая, Индии и Таиланда. Говорят, что богач Лека Вирияпан, который затеял строительство храма, верил в то, что он будет жить, пока здание возводится. Вероятно, поэтому особо и не торопил строителей. Правда, все равно умер — и эстафетную палочку, насколько известно, принял его сын. Но строители по-прежнему неторопливы.
— Такой темп вообще присущ тайцам, — говорит Татьяна Башкирцева. — У них существует такое понятие, как сабай. Eго по-разному трактуют, но примерный смысл таков: не стоит суетиться, надо получать удовольствие от настоящего момента и быть уверенным в том, что наступит завтра.
Что ж, мастера из храма Истины уверены, что и завтра, и послезавтра, и через неделю будут строить здание, которое строят уже более трех десятков лет. Eсли верить Интернету, то закончить должны к 2025 году. Но это не точно.
Зато, приглядевшись, между замысловатых панно и статуй на фасаде храма Истины можно найти сибирского деревянного Конька-Горбунка. Игрушку вырезали и поставили туда Шитовы. Уезжая домой, они шепнули русским экскурсоводам о коньке, и те воодушевленно поддержали идею о том, чтобы показывать его туристам.
ФОТО АВТОРА И ИЗ АРХИВА ШИТОВЫХ
***
фото: Паттайский храм Истины;Теперь в мастерской Вадима Шитова есть набор стамесок с автографами таиландских мастеров;Реставрационная мастерская в храме;Святослав Шитов работает по таиландской методике.