X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Не перевелись кузнецы!

Работы кузнеца Алексея Нукалова я увидела на фестивале мастеров «Иголка маркет».

На фоне в изобилии представленных цветочков и кулинарных шедевров его изделия из металла сильно выделялись. Некрашеные, грубоватые, мастерски выкованные. Сложно было не заинтересоваться.

И вот мы в уютной кузнице разговариваем о том, каково это — заниматься сегодня кузнечным делом. Когда я только пришла, помещение было холодным, не протопленным. Расколов несколько больших кусков каменного угля, подкинув щепу для розжига, Алексей разводит огонь в печи и включает поддув. Горн, который издревле принято топить каменным углем, медленно просыпается, гудит, потрескивает, и скоро в кузне становится очень жарко. Алексей кует по старинке, даже кузню назвал просто и прямо — «Уголь». Объясняет, что для горна можно еще использовать топливо кокс — с улучшенными промышленными характеристиками. Можно и древесный уголь, но тот очень быстро прогорает, получается дорого.

Черные бруски металла нагреваются и становятся ярко-красными и тягучими. И тогда Алексей начинает с ними работать, придавать заготовкам форму. Металл его слушается: с каждым ударом молотка исчезает угловатость брусков. А глядя на то, как кузнец орудует большущими щипцами, словно китаец палочками, я начинаю думать, что он и блоху подковать, наверное, сможет. Пока он работает, мы разговариваем.

— Вы обращаете внимание, прогуливаясь по городу, на кованые заборчики? Какое впечатление они производят? — спрашиваю я.

— Разный стиль, разное качество. Создается визуальная какофония. Нужна куча времени, кропотливая работа и внимательность. Не все мастера со знанием кузнечного дела этим заморачиваются, когда быстрей и проще можно выдавать продукцию менее качественную. Чаще всего мы видим имитацию ковки.

— А есть предметы, которые вы придумали сами?

— Да, есть мои разработки. Но любой может прийти или написать мне и заказать предмет по собственному эскизу и картинке из интернета. Основные заказы, за счет которых я получаю деньги, — это простые столики или заборчики. А заказов на оригинальные не так много, как хотелось бы.

Специального образования Алексей не получал. Просто искал работу, которая будет по душе, и к кузнечному делу пришел через мальчишеский интерес к ножам. Пошел подмастерьем в кузницу «Афина». Художественную ковку вообще-то преподают в институтах искусства, но это в столичных вузах. А в Тюмени мастерство передается от опытных мастеров ученикам. Наставником для Алексея стал в свое время кузнец Анатолий Дорофеевич.

— Мне повезло учиться настоящей ручной ковке у такого профессионала, — говорит Алексей.

Научиться непросто, на это уходят годы. Да и продукцию свою сбыть — целое дело. Поклонников ручной ковки не так уж много, чаще для покупки люди выбирают вариант дешевле, изготовленный механизированным путем. Кому-то ручная работа не по карману. А кто-то и мог бы купить изделия мастеров, но не понимает их художественной ценности. Да и вообще, разницу между хорошей и плохой ковкой обывателю увидеть трудно.

Поэтому, рассказывает Алексей, даже хорошие кузнецы не выдерживают конкуренции с так называемыми «гаражниками»: любителями, которые, купив кузнечный станок, загибают из брусков одинаковые элементы.

Трудился Нукалов и на заводах, куда его приглашали промышленным кузнецом. Работа была не очень творческой, местами нудной, но и там было чему поучиться. Только спустя годы понял, что готов к самостоятельной работе, в начале 2017 года открыл свою кузницу.

Первые заказы получал от клиентов, связи с которыми сохранились с прежних мест работы. Стал предлагать свои изделия в социальных сетях. Сейчас в планах запустить в работу сайт, где будут представлены изделия. Мастер не унывает, верит, что свой покупатель у него обязательно появится. К тому же небольшие изделия, производством которых он так интересуется, можно высылать в любую точку мира — они не тяжелые, пересылка не будет дорогой.

— А предметы старины пытаетесь повторить? — интересуюсь.

— Нет, это очень сложно. Раньше не было электросварки и прочего оборудования, которое облегчает жизнь кузнеца. Пневмомолот тоже очень изменил кузнечное дело. А прежде были только молотобойцы и мастер, и все изделия выполнялись по системе кузнечного соединения. Мастер своим ударом показывал куда бить, а молотобойцы — крепкие парни — делали два удара по указанному месту. Но трудоемкими способами никто сейчас не пользуется — много угля уходит.

Хорошо, что сами кузнецы не перевелись!

ФОТО АВТОРА

***
фото: Алексей Нукалов в своей кузнице;Салфетница.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта