Такая работа: служить волшебству
В театре кукол — новая актриса, Алла Жукова. Eе можно увидеть в новой постановке «Красная Шапочка».
Приехала она из города Краснотурьинска, где работала в местном театре кукол с 2011 года. Это в штате, уточняет Алла, а впервые вышла на профессиональную сцену в 2007 году, еще осваивая актерское ремесло в Краснотурьинском колледже искусств. На счету у нее не меньше трех десятков ролей.
Хотя, это я говорю: работает в театре. Алла же, как и большинство актеров, говорит, что служит. Словно она жрица Мельпомены, музы трагедии из древнегреческой мифологии. Или будто мы в дореволюционной России, которой такой возвышенно-метафорический стиль подходил куда больше, чем современности. Но само слово «служу» у Аллы выходит таким естественным, что поневоле задумаешься: может, это я в редакции работаю, а актеры в театре делают нечто другое? Хотя и стаж, вроде бы, одинаково идет, и оклады имеются, и отпуск.
Так в чем особенности служения? Об этом мы с Аллой и пытаемся рассуждать.
— Многие студенты еще во время обучения начинают подыскивать себе первое место работы. Потому что считается: вовремя не похлопотал, потом быстро, да еще и по специальности — не устроишься. У актеров ведь не так?
— У нас в Краснотурьинске театр кукол делает запрос на студентов в колледж искусств. Мы выучиваемся и идем в театр работать.
— То есть, вы не выбирали?
— Нет, кукольный театр там один. Но в больших городах бывает по-другому. Например, в Eкатеринбурге ребята отучиваются и им либо предлагают куда-то пойти работать, либо они ищут подходящий театр сами. А мне повезло, я осталась в том городе, где жила и училась. Там театр поменьше, чем в Тюмени, но тоже хороший.
— Я заметила, что новых актеров в труппы обычно набирают в начале или самом конце сезона, а вы пришли в наш театр в середине. Это сложнее?
— Да, сейчас, наверное, экстренные вводы начнутся. Меня, по сути, сюда привел ваш актер Антон Нестеренко. Мы познакомились в Кирове на фестивале «Вятка». Я увидела спектакль вашего, то есть, теперь уже нашего театра «Волшебное кольцо». Приятно удивилась кукловождению ребят: все куколки живые, такая сплоченная работа! После каким-то вечером познакомилась с самим Антоном, он много рассказывал о своем театре, и потом, уже после фестиваля, мы иногда переписывались. Недавно он написал, что из тюменской труппы ушла актриса Eвгения Глухих, освободилось место. Ну и. почему бы мне не попробовать?
Вот так спонтанно все вышло: ни в Краснотурьинске никто не ожидал, ни здесь, ни я сама. Счастливое стечение обстоятельств, учитывая, что я хотела перемен и развития.
— Что вас может привлечь в конкретном театре? Репертуар? Режиссер?
— Ну а как это понять? Вот я пришла в театр, вижу его впервые. Не могу же я знать, какие там режиссер или артисты. У тюменского театра до этого видела одну-единственную работу, и она меня впечатлила. И актеры понравились — внешность, подача, кукловождение. Только по этим параметрам я могла судить. А так. я же ни директора не знала, ни главного режиссера.
— Даже справки не наводили?
— Нет, ну как же! Конечно, расспрашивала Антона. Но не могу сказать, что я из своего прежнего театра сбегала, что здесь, в Тюмени, зарплаты намного выше или условия другие. Нет. Это я просто шла по дороге, дошла до развилки и решила попробовать что-то новое.
— А что здесь для вас принципиально новое?
— Режим работы! Они работают в праздники. Хотя. конечно, не это. Просто я расширяю свою зону комфорта. Сначала все это неудобно и страшно, а потом осваиваешься, и уже хорошо. Говорят же, что каждые десять лет надо менять труппу. За десять лет ко всему привыкаешь, а для развития периодически необходимы встряски. Вот и у меня сейчас встряска: тут новые люди, тут иначе работают. Например, много гапитно-тростевых спектаклей, а в прежнем театре с ними мало работали, отошли от них. Но это, я считаю, основа кукловождения.
Впервые я сыграла здесь в спектакле «Красная Шапочка» 9 марта. Это, я вам скажу, была встряска! Куклы, приемы, сцена, детские лица в зале — все, казалось бы, привычное. А внутри все переворачивается, потому что страшно. Подвести Антона, разочаровать партнеров, не удержать детского внимания. Это развивает, потому что хочешь — не хочешь, а приходится адаптироваться.
— Может быть такое, что актер и театр не совпадут?
— Не знаю. К счастью, у меня нет такого опыта.
— А вот интересно: у кукольников, как у драматических актеров, бывает амплуа?
— Мне кажется, его тебе могут навязать. Но это нехорошо.
— Но что-то же его все-таки определяет? Голос, может? Бывает же, что актер уже зрелый, а голос у него — мальчишеский. И он им из-за ширмы разговаривает.
— У меня был период, когда я играла маленьких мальчиков, медвежат — вообще всех маленьких героев. Потому что и голос подходил, и сама я маленькая, и в душе, видимо, тоже. Но это не есть хорошо. Один раз мне сказали: сегодня будешь в спектакле «Умка» играть маму. Но как же? Я же всегда была Умкой?! Кем угодно, только не мамой! Мне сказали: развивайся! Вот это уже хорошо, потому что если бы мне и дальше давали играть малышей, я застряла бы в этом амплуа. А артист, по-моему, должен быть всесторонне развитым. Это интереснее и для него, и для зрителя.
— Думаете, у кукольников в смысле амплуа больше вариантов, чем у тех, кто играет так называемым живым планом?
— Да! Театр кукол — это волшебная страна, где я могу быть хоть Серым Волком, хоть Красной Шапочкой. Это место, где может быть все. Он выигрывает в этом смысле у драматического театра, потому что здесь можно творить волшебство. Драматические артисты не всегда могут это сделать, им надо это как-то зрителю объяснить, обосновать, а в кукольном театре ты входишь в черный кабинет, тебя уже не видно, видно только кукол, которые будто двигаются, разговаривают, живут сами. Для детей это волшебство!
— И правда, многое принимается на веру. Будто, входя в зал, ты автоматически принимаешь некий договор с куклами и артистами — верить в чудеса.
— А самое главное, чтобы и актер в них верил! Иначе не получится, дети тебе не поверят. Удержать их внимание, сделать так, чтобы им было интересно — очень непросто. Но мы находим способы!
***
фото: Алла Жукова ;Волшебство театра кукол — хочешь, будь Красной Шапочкой, хочешь, Серым Волком.