Реальность требует дополнения
Проекты 11 тюменских школьников попадут на всероссийский этап конкурса юных изобретателей «Шаг в будущее».
Свои работы в Москве представят сразу три старшеклассника школы N 88. Они прошли все отборочные этапы городского конкурса, стали победителями регионального. И при этом в подобных состязаниях они — новички. У восьмиклассников Павла Титова, Анастасии Бабушкиной и даже у одиннадцатиклассника Михаила Пирогова опыта выступлений в состязаниях юных изобретателей до нынешнего учебного года не было.
Удивительно, что они с первой же попытки обошли многих сверстников? Совсем нет, если знать, что в школе N 88 не первый год работает инженерная школа, которой руководит заместитель директора Игорь Гусев. Возможно, эти юные изобретатели, как и юные фигуристы, воспитанники известного теперь тренера Этери Тутберидзе: об их талантах до поры до времени знает лишь преподаватель, а потом вдруг начинают говорить все. Хотя, конечно, финал всероссийского конкурса «Шаг в будущее» — еще не олимпиада.
— У нас уже есть изобретения, которые можно подавать на патент, — рассказывает Игорь Александрович. — Нас останавливает только то, что запатентовать изобретение не так просто. Дело это хлопотное и дорогостоящее. Предложенные детьми идеи того стоят, но надо их еще доработать.
Павел Титов, например, разработал модель умной мусорницы для умного города будущего. Она обладает не только накопительными, но даже воспитательными функциями.
— На мысль модернизировать обычный предмет меня натолкнуло дежурство в классе, — рассказывает Павел. — После урока под партами осталось столько мусора! И я задумался, как сделать так, чтобы выбрасывать мусор стало интересно. Чтобы этот процесс стал веселым и познавательным, начал изучать специальный язык программирования, установил на корзине ультразвуковые датчики и светодиоды. Первые позволят открывать крышку, не прикасаясь к ней, вторые покажут, что корзина полна.
По мнению преподавателя, в перспективе эту технологию можно использовать, например, в торговых центрах, чтобы покупателям не стоять у касс с тележками, а тележки сами, по мере наполнения, подсчитывали стоимость покупок. На выходе достаточно будет приложить карточку — и платеж спишется. Игорь Гусев уверен, что так и будет в будущем происходить расчет в «умных» магазинах.
Адаптивный стеллаж, придуманный Анастасией Бабушкиной, можно использовать уже сегодня. Eго особая конструкция позволяет, не меняя числа полок и стоек, принципиально менять форму, разворачивать его в разных плоскостях. Этот стеллаж похож на геометрическую головоломку. — Идею мне подсказала игра «тетрис», в которой детали разной конфигурации можно укладывать одну на другую, — говорит Анастасия. — Такая игра линий и плоскостей — перспективная тема в современной городской среде. Я мечтаю стать архитектором и воплощать эти идеи в нашем городе. Пока мы напечатали такой стеллаж на 3D-принтере.
Изобретение Михаила Пирогова нельзя подержать в руках — он разработал программу, которая позволяет визуализировать ядро атома. Достаточно поднести планшет с программой к таблице Менделеева, сфокусировать его на определенном элементе периодической системы — и на экране появится атомное ядро элемента в движущейся 3Dпроекции со всеми орбиталями. Такой возможностью «оживить» химический элемент можно пользоваться на уроках химии и физики.
Eсть у воспитанников инженерной школы еще несколько разработок, которые, по словам Игоря Гусева, могут потянуть даже на. Нобелевскую премию. Например, они создали прибор, позволяющий отделять кислород от других газов, растворенных в воздухе. Начали школьники изучать и свойства графеновой жидкости. В декабре тюменские ученые открыли, что эта субстанция позволяет ускорить разделение воды и нефти. Разработка для нашего региона перспективная, и школьники подхватили идею на лету.
***
фото: Анастасия Бабушкина ;Михаил Пирогов ;Павел Титов.