Кто видел море не на фантиках
На выставку «Руки золотые», которая работает в выставочном зале до 4 марта, можно идти как в музей.
Потому что не каждая специализированная экспозиция может похвастаться таким разнообразием тематики и жанров. Предметы гончарного мастерства, привлекающие внимание теплым шоколадным цветом и плавностью линий, соседствуют со строгостью форм и сдержанностью оттенков сувениров из металла. Поражают пестротой и сочностью красок изделия декоративно-прикладного творчества. Манят холодным блеском страз авторские ювелирные безделушки.
Но среди всего этого великолепия особо выделяется один стенд — на нем рядком, как на пирсе, расставлены модели старинных парусных кораблей — шхун и бригантин. У каждой из них есть прототип — реальное судно, которое когда-то бороздило моря под флагом одной из великих морских держав — России, Голландии или Великобритании. Собрал эти модели Валерий Вдовин. И о каждой может говорить часами.
— Вот это — английская шлюпка 1803 года, — рассказывает мастер. — Она до мельчайших деталей выполнена по чертежам того времени, которые можно найти в архивах российской гильдии судомоделистов. Там собран огромный банк данных по судам всех времен и народов. Не только подробные технические характеристики кораблей, но и вся их героическая, а порой и драматическая история. Этот бриг, например, был захвачен пиратами, поэтому на палубе такой беспорядок. Здесь каждый предмет — абсолютно достоверен.
Валерий Александрович начал мастерить модели судов, когда ему было 12 лет. Мама отвела его во Дворец пионеров в кружок технического моделирования. Там занимались авто-, авиа- и судомоделированием. Первые два занятия ему показались скучными, зато от моделей военных кораблей он глаз не мог оторвать.
— Каждый корабль, как живой организм. Для его рождения необходимо совпадение нескольких факторов, — говорит Валерий Александрович. — Нужны и знания, и умения, и обязательно любовь. Море не прощает дилетантства и равнодушия. Надо много читать, изучать, собирать библиотеку, чтобы получилась не бездушная модель, а настоящий корабль в миниатюре.
На то, чтобы создать один парусник, у него уходит около года. Иногда и больше. Был случай, когда шлюпку шестого ранга он собирал дольше двух лет.
Удалось ему в жизни походить и под настоящим парусом — у моторного завода, где проработал 25 лет, был яхт-клуб на Андреевском озере. Одна из яхт называлась «Василиса». Узнал он и что такое «море-корабли не на конфетных фантиках», когда служил на Балтике в Лиепае. Суровый флотский быт не отбил любви к морю, и, демобилизовавшись, он продолжил создавать свои корабли. — Сейчас моя флотилия сильно поредела, — рассказывает Валерий Александрович. — Многое раздарил, что-то пришлось продать. Оставил себе только самые ценные экземпляры, чтобы передать их по наследству сыну и дочери, а потом и внукам. Пусть они тоже почувствуют, что такое ходить под парусом против ветра. Даже если этот ветер — воображаемый.
***
фото: Валерий Вдовин ;Одна из моделей парусников.