Котел студенческих сказок
«Сказочное попурри» — программа для детей, которую студенты режиссерского отделения института культуры показали на сцене молодежного театрального центра «Космос».
Можно сказать, они открыли для детей еще одну площадку, присоединившись к молодежному театру «Ангажемент», кукольному театру и Большому драматическому, которые детям тоже рады. О том, как студенты третьего курса ТГИК сказочниками стали, я расспрашиваю Марину Жабровец, профессора кафедры режиссуры.
— Марина Владимировна, почему именно попурри?
— Попурри с французского — мешанина, котел с едой, в котором бедняки варили все продукты разом. Потом термин перешел в музыку, а мы его применили к театру и сделали попурри, соединив четыре сказки.
Студенты в пятом семестре изучали инсценировку сказок. Обычно за основу берем сказку и делаем режиссерскую пробу, по которой устраиваем показ друзьям, родственникам и всем желающим. Но мы всегда рассматриваем сказку через призму взрослого, а в этот раз я подумала: почему не поработать и для детей? Надо, чтобы студенты понимали, в чем специфика детской аудитории, а в чем — взрослой.
Первый показ состоялся на пятом этаже драматического театра, где обитает наша кафедра. Он был бесплатным и неожиданно вызвал ажиотаж: пришло не меньше сотни детей с родителями, мы даже усадить всех не смогли. Потому и решили показать «Сказочное попурри» еще и в «Космосе».
Коммерческая составляющая здесь не главное. Важнее, чтобы студенты попробовали себя на большой сцене. Да и собраться ребятам-заочникам в не сессионное время всегда приятно. Они говорили, что получили большое удовольствие, играя спектакли перед маленькими зрителями. А я уверена, что взрослым это тоже интересно.
— Что за четыре истории рассказывают студенты?
— В первой сказке «Приключения морской рыбки» (автор и режиссер Сюзанна Иванова) зрители окунутся в подводный мир с всякими флуоресцентными эффектами и волшебством. Декорации сделаны студентами из подручных материалов, а возникает иллюзия чего-то необыкновенного.
Вторая — по мотивам сказок Распе о бароне Мюнхгаузене (режиссер Анастасия Eгорова). Сказка игровая: подушка и одеяла превращаются в крокодила и медведя, а главная героиня с ними справляется, опираясь на опыт барона Мюнхгаузена.
Третья — сказка северных народов «Предание нескончаемой метели» (режиссер Дамир Богданов), где используется редкий стиль — сторителлинг. Это синтез кукольного театра и рассказа.
Ну и четвертое — «Репка на новый лад» (режиссер Алена Зыкова). Это уже работа с современными мелодиями: все время идет физкультурно-танцевальный интерактив с залом, дети могут танцевать и участвовать в действии.
А во время перестановок декораций герои играют со зрителями и рассказывают о театральном закулисье, чтобы детки не заскучали. Это очень похоже на домашний театр, который при помощи простейших предметов обихода могут для малышей устроить родители. Вообще, я этот сказочный раздел ввела и потому, что у меня двое внуков — трех и шести лет. Они все спрашивают, чем занимается бабушка? А почему мы не ходим на твои показы? И мы сделали так, чтобы моим внукам тоже было интересно. Проверили на них — внуки были в восторге.
— Расскажите о студентах.
— Об этом курсе я могу говорить бесконечно, очень хороший курс. Их 17 человек, в основном тюменские ребята, но есть из Тагила и Тобольска. Очень разные: актеры театра-студии «Тишина», шоумены, радийщики и телевизионщики, детские театральные педагоги. Они применяют свои профессиональные навыки: танцуют, играют на музыкальных инструментах, поют и, конечно, обогащают друг друга.
— Они заочники — в чем специфика работы с ними?
— Мне с ними очень интересно, это взрослые и самостоятельные люди. Я совершенно не касаюсь технической стороны, они сами все придумывают. Например, программки в форме блинчиков, которые потом во время игровых пауз используют в игре со зрителями. Или вот участников показа не хватало на гардероб — они очников привлекли. Все сами, мне остается только сказать, что они молодцы.
— Ну а вы-то откуда берете столько энергии?
— Этим надо жить, вкладываться и тогда. раз — и источник открывается. Не только ты студентов учишь, но и сама начинаешь у них учиться. Они становятся коллегами, и ты смотришь с завистью на то, что они делают. Эта энергия не разовая, даже спустя много лет она возвращается, ее эффект бесконечен. А когда мне коллеги-педагоги говорят, что наша профессия неблагодарная, то я недоумеваю — как?! Она невероятно благодарная.
Со многими ребятами мы дружим. Eсли любой из них попросит, я всегда приду на помощь. Братство моих учеников складывается много лет: они помогают друг другу, организуют совместные проекты.
— А какими они к вам приходят?
— У меня есть яркий пример: пятнадцатилетняя Люба Лешукова, которая когда-то пришла поступать, ничего о театре не зная. Она даже ничего не читала. Eдинственное, что умела — хорошо танцевать. И была очень светлой, поэтому я ее и взяла. А спустя несколько лет она становится хорошим организатором, и со временем создала отличный театр. Спустя какое-то время из него выходят Карабчикова, Захаров, Шульц. Получается, я учу уже целые театральные цепочки. Это бесконечно.
P.S. Ну а для тех, кому интересней классические произведения, 25 февраля и 4 марта можно будет сходить в театральный центр «Космос» на спектакль, собранный из этюдов-импровизаций по пьесе Гоголя «Женитьба». Это современный и своеобразный взгляд на классическую пьесу.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Дамир Богданов;Анастасия Егорова.