Как нарисовать весну?
— Эмблема — это условное изображение идеи на рисунке, — объясняет преподаватель изобразительных дисциплин Татьяна Зольникова. — А наша с вами идея — это весна, город и праздник.
Одиннадцать девочек, сидящих за большим столом, внимательно слушают. Здесь только две старшие, остальные десятилетние подготовишки, как их ласково называют в детской школе искусств «Гармония». Сегодня здесь мастер-класс по изготовлению эмблемы тюменской весны. Татьяна Сергеевна говорит: изображение должно получиться ярким и лаконичным. А прежде чем его создать, надо понять, с чем же ассоциируется весна. Девочки неуверенно предполагают: с цветами, деревьями, солнцем, водой, птицами?
— А с чем у нас ассоциируется праздник в городе? — спрашивает преподаватель. — Куда мы отправляемся в День города или в День Победы? Правильно! В парки, где проходят концерты, выставки и конкурсы.
Здесь девочки оживляются. Наперебой выкрикивают варианты: на Цветной бульвар, на набережную, в сквер Сибирских кошек.
— А что мы там увидим? — продолжает учительница. — Фонтан, цирк и колесо обозрения. Все это — наши знаменитые объекты, и по ним можно узнать наш город. Значит, они и должны быть на эмблеме.
Девочки приступают к работе. Такие мастер-классы проходят два раза в месяц и рассчитаны в основном на подготовишек: они учатся в школе с семи лет и уже знакомы с различными материалами и приемами как изобразительного, так и декоративно-прикладного творчества. В десятилетнем возрасте у них появляются новые предметы — графика, композиция, беседы об искусстве. Они дают ребятам возможность определиться с выбором направления и поступать либо на пятилетний курс предпрофессиональной подготовки, либо такой же общеразвивающий.
— Родители, как правило, приводят сюда детей за начальными профессиональными навыками, — говорит заместитель директора по учебной работе Ольга Федорова. — Так что большинство идут именно на это направление. А дальнейшую жизнь с искусством связывают примерно 30 процентов наших выпускников.
.За сорок минут мастер-класса дети успевают смастерить незатейливые эмблемы. Большинство просто повторили те примеры, которые показывала преподаватель. Но есть и оригинальные работы.
— Я изобразила птицу, так как она олицетворяет легкость, присущую весне, — поясняет четырнадцатилетняя Катя Кашкарова. — А это мое любимое время года! Eще добавила фонтан «Времена года» и набережную реки Туры, так как это символы Тюмени. К тому же на набережной мне очень нравится гулять, когда тепло.
***
фото: Самира Агзамова ;Татьяна Зольникова.