Простая хроника войны
Окончание. Начало в N 16.
Рассказ о фронтовой судьбе Василия Колганова, пулеметчика 2-го батальона 340-го стрелкового полка 46-й стрелковой дивизии, мы начали («Тюменский курьер», 15.02.2018) с его писем, которые написаны в минуты затишья в первые дни 1945 года. И отправлены в деревню Маслянка Тобольского района. «Eсли буду жив, буду писать», — так заканчивались эти письма. Никто не знал, не ведал: останется ли в живых 19-летний солдат к тому времени, когда его листочки с приветами и поздравлениями по случаю Нового года доберутся до адресата? Потому что — война.
Письма ушли на восток, а солдат со своим полком на запад. Где им обоим — и солдату, и полку — предстоит форсировать Вислу. Писем от солдата больше не было. Хронику боев на Висле нам приходится читать по журналу боевых действий 340-го полка. Из журнала мы узнаем, что 26 января 1945 года, в час ночи, полк начал переправляться через Вислу.
«.Переправа производилась под сильным воздействием артиллерийского и минометного огня. Противник предпринимает контратаки с мощным арт.-мин. усилением, стараясь сбросить наши подразделения в р. Висла. По боевым порядкам полка действует авиация самолетами типа Ю-87. Полк продолжал расширение захваченного плацдарма. К исходу дня улучшил позицию, окопался.»
Как все хорошо получалось! На плечах отступающего врага полк перемахнул через Вислу, захватил плацдарм. Вот оно, казалось, военное счастье! Но, как писал много лет спустя командующий 1-м Украинским фронтом маршал Иван Конев, немецкий солдат и в сорок пятом году оставался немецким солдатом. Дай ему только зацепиться за какой-нибудь пригорок — поди, сковырни его. А тут не за пригорок зацепились отступившие было гитлеровцы. А за высоты по левому берегу Вислы. Успели подтянуть резервы. И солдатское счастье закачалось.
.27.1.45. Полк с утра начал расширять плацдарм в глубину в направлении Тымау. К 15.30 в результате упорных боев достиг сев.вост. скатов высоты 62.8. Усилить успех не было средств. В 16.00 полк был контратакован с направлений: Нихтсфельде — силою до 100 чел. пехоты, поддержанной 3 СУ; Eзевиц — силою до 100 чел. пехоты и 3 СУ. Отражая контратаку, полк отошел к берегу р. Висла, исключив возможность обхода с флангов. Полк понес большие потери живой силы. Убито и ранено до 100 чел.
На этом месте мы должны остановиться и обнажить головы.
«Колчанов Василий Петрович, ефрейтор 340 сп, стрелок, 1926 г., Омская обл. Тобольский р-н, д. Маслянка, призван Тобольским РВК 1943 г., убит 27.01.45 г. Восточная Пруссия*, южнее г. Меве, кв. 6457. Мать — Калганова Татьяна Христофоровна» (из списков безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 46-й стрелковой Лужской ордена Суворова дивизии, 18 февраля 1945 г.).
На 35 страницах списков — 173 человека, погибшие на Висле в эти дни. Из 340-го стрелкового полка убит 61.
Обратите внимание: фамилия нашего героя — Колганов. Но для писарей военного времени она оказалась неподъемной. В немногочисленных документах, сохранивших для истории, фамилия каждый раз пишется по-разному. В наградном листе — Калганов. В списках безвозвратных потерь — Колчанов.
И еще одна важная подробность. Территория, где происходили кровавые бои 1945 года, тогда называлась Восточная Померания (в ЖБД — ошибка). Война изменила границы в Eвропе. Сейчас местность, где похоронен Василий Колганов, — это Польша, Гданьское воеводство.
Рассказ о нем, к сожалению, закончен. Но полк, прижатый к урезу воды у левого берега Вислы, еще сражается. Eще теряет людей. Что же было дальше, после остановленного нами мгновения большой войны, за два месяца до ее окончания? 28 января полк, как записал ПНШ Чирков, эвакуирует на правый берег раненых и тела погибших. Потом приходит приказ командира дивизии отступить на восточный берег и приготовиться к обороне. Позднее 340-й полк, сокращенный в связи с потерями личного состава до двух стрелковых батальонов, перебрасывается на другой участок, где 46-я дивизия пытается сломить сопротивление врага. Приходит пополнение, следуют новые эпизоды атак и контратак, новые списки потерь.
И так почти весь февраль и первую половину марта. Журнал боевых действий 340-го стрелкового полка — не место для размышлений, сожалений или, наоборот, восторгов. Это суровая военная хроника. Мы только догадываемся, что примерно с середины марта или чуть позже полк уже участвует в боевых действиях где-то между Вислой и Одером. Фронтовая судьба (и воля командования 2-го Белорусского фронта) ведет его мимо крупных городов, которые попадают в сводки Совинформбюро и в приказы Ставки, за взятие которых дают награды и гремят салюты в Москве. Местность густо населена, небольшие немецкие городки тесно смыкаются. Из каждого надо выковыривать обороняющиеся части, убивая чужих солдат и теряя своих. Практически два месяца непрерывных боев. Страницы журнала были бы неотличимы друг от друга, если бы не сменяли друг друга названия городков, а яростные бои — короткими днями отдыха, которые дают измотанным батальонам, чтобы только перевести дыхание.
Правда, чуть позже, перед форсированием Одера, как мы увидим, 340-му полку выпала чуть не целая неделя — нет, не отдыха, а подготовки в преодолению этой, как написано в журнале, «большой водной преграды». Итак, в последний раз мы открываем старый ЖБД.
.10 марта. В 3.00 полк перешел к решительному наступлению и после упорного боя занял Кляйн Рошау. Захвачено 15 автомашин, 4 пушки разных калибров, 1 склад боеприпасов, 4 завода с исправным оборудованием, взяты в плен 20 солдат. Убито 60 солдат и офицеров.
11 марта. Полк продолжал наступление. В 17.00 контратакован противником. Атака была отбита. В 18.00 пр-к повторил контратаку. Контратака была отбита.
19 марта. В течение дня приводилось в порядок оружие, боеприпасы. Командир полка провел митинг по предстоящим боевым действиям.
20 марта. .В 11.00 перешел в наступление в направлении Швиндт. Занял высоту 81.8, преодолевая минные поля.
22 марта. В ночь на 22-е через боевые порядки полка прошел 314 сп. Полк вышел во второй эшелон.
1 апреля. Полк одним стр. б-ном продолжал наступательные действия, но был остановлен сильным сопротивлением пр-ка. Попытка действовать мелкими группами не имела успеха. Из остатков создано 2 стр. роты. Сформирована и приведена в готовность одна стр. рота в составе 55 чел.
4 апреля. Полк в составе одного батальона, сбив в 23.30 заслон, перешел к преследованию отходящего пр-ка. В 6.15 овладел нас. пунктом Хохцайт, взяв в плен 46 солдат.
От автора. Скупой язык военного документа, как мне кажется, совсем не нуждается в комментариях. Напротив, именно эти отработанные фразы дают возможность читателю почувствовать упорство, стойкость и героизм трижды переформированного полка. Сейчас, в самом конце войны, временами, признаемся, казавшейся бесконечной.
8 апреля. .На рассвете противник, воспользовавшись туманом и тем, что вся местность, кроме дорог, затоплена, перешел в контратаку. Артиллерийским огнем и огнем пехоты контратака была отбита.
13 апреля. На имя командира полка получена грамота военного совета 2-го БФ о присвоении полку наименования Мариенбургского.
16 апреля. Личный состав занимался тренировкой по форсированию большой водной преграды на подручных средствах.
21 апреля. Продолжились занятия по форсированию широкой водной преграды (р. Одер. — Авт.).
24 апреля. .Носимый запас боеприпасов выдан личному составу на руки. 26 апреля. Полк переправился по наведенным переправам через р. Одер и приступил к преследованию отходящего противника.
На странице, помеченной 30-м апреля, ПНШ Чирков записал столбиком трофеи, захваченные полком за два дня боев: «орудия — 28, автомобили — 800, мотоциклы — 1000, самолеты (на 4-х аэродромах) — 100, самоходные установки — 4, катера с военными грузами — 25.»
6 мая. Полк продолжает нести оборону берега Балтийского моря.
9 мая. .Занятий не проводилось. С утра проводили митинги, посвященные окончанию военных действий в Германии.
12 мая. Полк продолжает нести службу охраны острова Рюген**.
Последняя запись в журнале произведена 19 мая 1945 г.
Так завершается хроника Отечественной войны, касающаяся одного из сотен стрелковых полков армии-победительницы.
* Правильно — Восточная Померания.
** Рюген — крупнейший остров Германии. В славянской мифологии — остров Буян.
***
фото: Василий Колганов.