Мирись, мирись и больше не судись
Людям, которые обратились в Калининский районный суд, чтобы разрешить тот или иной гражданский спор, предлагают для начала посетить комнату примирения. Более половины из тех, кто согласился на процедуру медиации, приходят к мировому соглашению.
Об этом рассказал председатель Калининского районного суда Александр Величко во вторник на семинаре «Медиация как новый вид юридической практики: перспективы развития и применения».
Несмотря на то, что Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» был принят почти восемь лет назад, юристы все еще с недоверием относятся к этой практике и стараются руководствоваться старыми-добрыми нормативно-правовыми актами, которые, быть может, ведут не по самому короткому, но зато известному пути.
— Когда в 2015 году мы предложили нашим судьям поучаствовать в эксперименте и открыть комнату примирения, у всех возникло по этому поводу множество вопросов, на которые, к сожалению, существующий федеральный закон не дает ответов, — говорит Александр Величко. — Например, на какие нормативно-правовые акты опираться при взаимодействии суда с медиаторами? Чтобы разрешить этот вопрос, нам пришлось самостоятельно разрабатывать пошаговый детальный регламент действий, связанных с информированием граждан о процедуре медиации и с самой процедурой.
Александр Николаевич признает: судебная система и ее работники довольно консервативны, поэтому активно участвовать в эксперименте согласились не все судьи. Однако те, кто переступил через свои сомнения, получают приятный бонус в виде мирного разрешения споров, которые без вмешательства медиаторов могли бы затянуться на месяцы, а то и годы.
— Да, с одной стороны судье легче разрешить гражданский спор привычным способом — приняв волевое решение. Однако, как правило, это решение влечет за собой ряд других исков, и процесс затягивается, — говорит Александр Величко. — А это дополнительная работа для судей и лишние траты на адвокатов для участников процесса.
Моральная составляющая тоже играет немаловажную роль, считает директор Западно-Сибирского регионального центра медиации и права кандидат юридических наук Юрий Даровских. Специалисты именно этого центра работают в комнате примирения Калининского суда.
— Каким бы ни было решение суда, одна из сторон все равно окажется в проигрыше, — говорит Юрий Владимирович. — А это по-человечески очень неприятно. Тем более что большинство гражданских споров очень деликатные: раздел совместно нажитого имущества или наследства, определение, с кем из родителей после развода останется ребенок… Когда люди оказываются в зале судебных заседаний, они настраиваются на борьбу, даже если эта борьба может лишить их всего.
Задача медиатора — разложить всю ситуацию по полочкам, рассказать обо всех плюсах и минусах того или иного решения, предложить выход из ситуации, который устроил бы обе стороны. Примечательно, что в медиаторы идут не только юристы. Западно-Сибирский центр принимает на обучение людей с любым высшим образованием — удостоверения медиатора уже получили педагоги, медики, психологи… В реестре центра сейчас более десятка специалистов, которые освоили базовый курс медиации и готовы на профессиональном уровне мирить людей.
Проблема в том, что об этом пока мало кто знает. Хотя преимущества досудебного урегулирования гражданских споров налицо, говорят те, кто хорошо знаком с темой. Один из плюсов: услуги медиаторов гораздо дешевле, чем адвокатские. Дело даже не столько в расценках, сколько в сроках работы. Ни для кого не секрет, что адвокаты заинтересованы в том, чтобы судебный процесс длился до бесконечности, перетекая из одной инстанции в другую. Медиатору отводится на работу два месяца, и чтобы укрепить свое пока еще зыбкое положение на гражданско-правовой арене, он приложит все возможные усилия, для разрешения спора полюбовно.
По сути, навыками медиации должны обладать специалисты всех структур, которые периодически или тем более регулярно сталкиваются с конфликтными ситуациями, уверен Юрий Даровских. Поэтому он не хочет ограничивать поле своей деятельности сотрудничеством с судебной системой. В ближайшее время — в рамках президентского гранта — центр намерен открыть школу медиации, в которой будут учить применять технологии примирения для разрешения межнациональных и межрелигиозных конфликтов. А также планируется создать социальный центр медиации на базе «Семьи». Эту идею, говорит Юрий Владимирович, поддержал уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов.
Общественная палата Тюменской области тоже заинтересована в том, чтобы граждане как можно реже выходили в суд с шашками наголо. Это лишняя социальная напряженность в обществе.
— Очень часто конфликты, которые кажутся нам неразрешимыми, возникают из-за того, что людей никто не выслушал, не поговорил с ними по душам, — объясняет Юрий Даровских. — В нашей практике были случаи, когда обращались люди, за чьей спиной уже есть судебные решения. Например, разведенные супруги — папу через суд обязали платить алименты, а мама еще требовала, чтобы ему запретили видеться с ребенком. И претензии родителей друг к другу росли как снежный ком. На каждый следующий иск у противной стороны был встречный иск… Во время первого своего визита в комнату примирения эти люди даже смотреть друг на друга не могли, а через несколько встреч они сидели рядом и улыбались. Eсли не знать, что они в разводе, можно было бы подумать — что на первом свидании.
Вот такие чудеса творит иной раз пока мало кому известная процедура медиации. Но те, кто уже трудится на этой ниве, уповают не на чудо, а на законодателей. Ведущий семинара, председатель комиссии по правозащитной деятельности областной общественной палаты Игорь Лито-мин напомнил, что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о расширении применения процедуры медиации. Предложено внести соответствующие поправки в Трудовой, Семейный и Гражданский процессуальный кодексы, а также в сам закон о медиации. Предполагается, что будут ужесточены и требования к самим медиаторам. Граждане, прибегающие к помощи миротворцев от права, должны быть уверены в их профессионализме.
Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием не заинтересованного в данном конфликте медиатора, который помогает сторонам выработать определенное соглашение по спору. При этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.
***
фото: На городской набережной стоит лавочка примирения — если бы все споры разрешались так легко!