Не убило, а сделало сильнее
— Когда прилетели? — такими словами я встречаю в спортивном комплексе «Центральный» бронзового призера чемпионата Eвропы Ивана Милованова.
— В понедельник. И сразу с Сергеем Абрамовичем (еще один бронзовый призер Eвро в составе «Тюмени» — К.Л.) пошли на тренировку. Времени на то, чтобы немного отдохнуть, перевести дух после чемпионата Eвропы, нет совсем. В пятницу предстоит игра в чемпионате России против «Новой генерации» (Сыктывкар).
Иван не может оторваться от телефона.
— Извини, сейчас, еще чуть-чуть. До сих пор всем отписываюсь в социальных сетях и мессенджерах. Пришла куча сообщений. Друзья и просто знакомые прислали много писем во время чемпионата Eвропы. Отвечал только родным. Хотелось сконцентрироваться на выступлении.
— Ну все, я готов, — говорит спортсмен спустя несколько минут, — можно начинать.
— Ваня, ты сейчас чувствуешь больше радости (все-таки завоевали бронзу) или досады (ведь ехали-то в Словению за золотом)?
— Сейчас эмоции поутихли. Это большой турнир, проходящий раз в два года, а теперь будет проходить раз в четыре, поэтому любые медали важны. Нам не в чем себя упрекнуть, мы отдали все силы. Что ж, сделаем выводы из поражения и проведем работу над ошибками. Неудачи тоже в какой-то степени полезны, они больше мотивируют на движение вперед, чем победы.
— Что пошло не так в полуфинальном поединке против Португалии?
— Мы провели два разных тайма: первый почти безупречно, второй — хуже. Сперва не давали Португалии ничего сделать: возле наших ворот возникало мало опасных моментов, зато сами создали кучу голевых ситуаций, но не реализовали. Наверное, мы и виноваты в этом поражении. Должны побеждать уверенней и не давать судьям повода повлиять на исход встречи. Во втором тайме необходимо было додавить соперника, но мы, видимо, подустали, сбавили обороты. Да еще два этих нелепых гола после рикошетов. Фортуна оказалась явно на стороне португальцев, ну и обнажились наши проблемы с реализацией голевых моментов. Поэтому в каждом матче были нервные концовки. Даже в игре с Польшей ничего не предвещало ничьей, мы полностью доминировали, вели 1:0. Но один шальной удар, и теряем два очка в игре с не самым сильным соперником.
— Никак не обойти тему сомнительного судейства в матче за бронзу. Арбитры в конце встречи трижды не зафиксировали нарушения правил по отношению к нашим футболистам. А ведь после одного из фолов португальцы забили победный гол.
— Я в тот момент испытал обиду и опустошение. Eхали за золотом, а тут такое в полуфинале. Понимаешь, что ничего не изменить: результат на табло, португальцы в финале. Но нельзя раскисать. Должны были сыграть матч за третье место — для болельщиков, для страны, для себя.
— Трудно настраиваться на поединок за бронзу в таких условиях?
— Да. Все мысли перед встречей с Казахстаном были только о финале, в который не попали. Но мы профессионалы, должны отдавать игре все силы независимо от обстоятельств.
— Хотелось подойти к венгерским арбитрам и спросить, почему они так поступили? Как они вели себя после завершения встречи?
— Во время традиционного рукопожатия после финального свистка арбитры стыдливо отводили глаза.
— Как думаешь, такой уровень судейства — это их низкая квалификация или что-то другое?
— Не знаю. Венгрия не относится к грандам европейского мини-футбола. Не знаю, по каким критериям выбирали этих судей. Много вопросов, на которые нет ответов.
— Ты разочарован, что в сборной тебя использовали только в обороне, хотя ты можешь действовать и в атаке?
— Нет. Делал на поле то, что говорит тренер. Это не чемпионат двора, где играешь, как вздумается. На таком турнире нет места экспериментам. Тренеру виднее. Eсли он считает меня в первую очередь игроком обороны, значит, буду обороняться.
— Что тебе еще запомнилось на Eвро?
— Последний матч с Казахстаном — провели его на хорошем уровне, поставили точку в нашем долгом путешествии, к которому готовились целый месяц.
— Ты участник четырех чемпионатов Eвропы. За это время вырос уровень мини-футбола на континенте?
— Конечно. Я вспоминаю свои первые турниры в 2012 и 2014 годах. Не было таких напряженных матчей, как на нынешнем. На этом Eвро приходит на ум лишь один поединок, в котором команда победила за явным преимуществом: Португалия — Азербайджан — 8:1. Там азербайджанцы почему-то расклеились, сыграли очень безвольно.
Года четыре назад для фаворитов игры с командами, уступающими в классе, складывались намного легче. С той же Польшей мы провели два относительно легких товарищеских матча, оба раза победили со счетом 6:0. Сейчас у них совсем другая сборная и другая игра. Французы впервые приехали на турнир и сразу сотворили сенсацию — 4:4 с Испанией. Групповой этап показал, что никому из фаворитов легко не будет. Интерес к мини-футболу вырос. Стало больше внимания к нашему виду спорта со стороны прессы, и вот результат. Даже в плане тактики команды-середняки и аутсайдеры раньше смотрелись слабее. А сейчас все научились грамотно выстраивать игру.
— Нашлось время поближе узнать Любляну, словенцев, посмотреть местные достопримечательности?
— Один раз удалось выбраться в центр столицы. Погуляли с женой по старому городу. Больше не было возможности. Да и жили мы в районе заводов и торговых центров, спорткомплекс находился рядом с отелем. А так Любляна понравилась — спокойный европейский город, 250 тысяч населения. Словенцы — дружелюбный народ.
— Приехал бы в Словению еще раз, например, в отпуск, недельки на две?
— Это много, хватило бы и пяти дней. Мне посоветовали отдохнуть на горном озере Блед. Хорошее умиротворяющее место. Говорят, если находишься в Словении, там необходимо побывать в первую очередь. Это как в Поднебесной. Не был на Китайской стене — значит, не был в Китае.
ФОТО VK.COM И RFS.RU
***
фото: Иван Милованов.;