X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Молодежи необходим свой закон?

В дискуссионном клубе «нулевое чтение» Тюменской областной Думы обсудили проект федерального закона «О молодежи и молодежной политике».

Метод тыка бесполезен

В конце января Палатой молодых законодателей при Совете Федерации с участием экспертов разработан проект этого закона и направлен для обсуждения в регионы.

Уникальность ситуации состоит в том, что федерального закона еще нет, а в Тюменской области свой закон «О молодежной политике» есть. Он принят еще в 1997 году. Только депутаты областной Думы пятого-шестого созыва внесли в этот документ, по подсчетам Виктора Рейна, заместителя председателя регионального парламента, девять поправок.

Кроме того, Виктор Александрович напомнил, что попытки принять федеральный закон о молодежи предпринимались и 10 лет назад, но рассмотрение проекта все откладывалось. А у нас количество нормативных документов, регулирующих эту сферу, только увеличивалось. Были приняты региональный закон о патриотическом воспитании, закон о поддержке деятельности студенческих отрядов, работает молодежный парламент.

Означает ли это, что нам-то спешить некуда? Рейн считает, что спешить принимать федеральный закон действительно не надо, а вот включить обсуждение его в план нормативной деятельности Государственной Думы надо обязательно. Чтобы хорошие идеи не утонули в безрезультатных дискуссиях.

— Закон о молодежной политике вносился в Государственную Думу 10 раз, — уточнил Глеб Трубин, депутат областной Думы, представляющий Тюменскую область в Совете Федерации. — И ни разу не был принят, потому что федеральный закон — это не только формулировки, но и четкое финансовое наполнение. За эти годы устарел и сам подход к теме, теперь важнее, чтобы закон не рамки обозначил, а создал среду для развития молодежных инициатив.

— Законопроект вызывает смешанные чувства, — взял слово Павел Белявский, директор областного департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике. — На мой взгляд, модель законопроекта противоречит всем предыдущим подходам. Он не может начинаться с нуля, но должен продолжать уже сформированные правоотношения. Кроме того, непонятен и сам предмет исследования. Вначале надо понять, что необходимо молодежи и почему, какую государственную поддержку она хотела бы получать? Может, лучше не закон принимать, а формировать пакеты поправок и предложений для разных отраслей деятельности. Иначе потом любое отклонение на миллиметр потребует изменений в законе.

О необходимости действовать не методом тыка, а подробнее изучить опыт регионов, говорила и Тамара Казанцева, заместитель председателя комитета по социальной политике областной Думы. «Чтобы закон работал, он должен быть живым, а не мертворожденным», — подчеркнула депутат.

Что преподнести на блюдечке

Совсем иной тон дискуссии задала Ольга Петрушина, генеральный директор агентства современных коммуникаций. Она считает, что пора принципиально менять подход к молодежной политике — уходить от термина «поддержка». Это «блюдечко с голубой каемочкой» молодежи не нужно. Лучше создать среду, чтобы молодые формировали навыки — думать, принимать решения, добиваться поставленных целей, нести ответственность за результат.

— Наша задача стимулировать человека к активным действиям, — убеждена Ольга Алексеевна. — И надо говорить не столько о способах достижения успеха и лидерстве, сколько о самостоятельности, адаптации к новым вызовам времени. Главный вопрос сейчас — не о борьбе с кем-то, а о борьбе с самим собой, о необходимости постоянно меняться, учиться работе в команде. Поодиночке мы никакие проблемы не сдвинем.

С полным отсутствием «блюдечка» в законе не согласилась Ирина Eгорова, председатель комиссии по молодежной политике, физкультуре и спорту общественной палаты Тюменской области. Она уверена, что меры поддержки молодежи должны быть прописаны в законе. Среди молодежи могут быть и многодетные, и малообеспеченные, и с ограниченными возможностями здоровья — им очень нужна поддержка. Не каждый самостоятельно сможет вы-рваться из среды, в которой живет. Необходимо предусмотреть возможности для старта.

— Закон должен создать базу, обозначить статус молодежи в обществе, — высказал точку зрения Александр Заболотских, руководитель регионального отделения общероссийской организации «Российские студенческие отряды». — Когда-то закрепленный в законе юридический статус дал новый импульс к развитию движения студотрядов. Молодежи надо только показать, где находится лифт, а кнопку она найдет без чьей-либо помощи.

Участники дискуссионного клуба подходили к обсуждению законопроекта с разных точек. Предлагали проверить, не дублирует ли новый документ другие законы, заменить слово «закон» термином «доктрина», обратить внимание на неформальные сферы деятельности, снизить возраст вовлеченных чуть ли не до дошкольного.

— Молодежная политика начинается не со школы, — рассуждал Роман Рзаев, руководитель регионального штаба «Молодой гвардии Eдиной России». — Малыши в детских садах сейчас впитывают то, что будут реализовывать в сфере молодежной политики через 15 лет.

— Молодежь считает, что свой федеральный закон — это круто! И если он будет, то должен пойти на пользу. Хотя по пальцам пересчитать тех молодых, которые хоть раз прочитали какой-нибудь закон, — сказала Мариета Матевосян, председатель общественной молодежной палаты при Тюменской областной Думе.

Итог дискуссии подвел Виктор Рейн. Он уверен, что федеральный закон «О молодежи» необходим, это понимают все. Только надо учесть, что проект не может объять необъятное и вместить в себя все сферы, где задействована молодежь. Надо действовать по принципу «не навреди», чтобы не пришлось потом краснеть за неработающий закон.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта