О приключениях Электроника
Шестиклассник Максим Бетехтин, немного сутулясь, сидит за компьютером. На экране — программа «Fusion 360», в которой он моделирует робота R2-D2, знакомого нам по «Звездным войнам».
Звонит его сотовый телефон. Это мама: торопит мальчика, напоминая, что ему пора заканчивать работу. Максим с неохотой закрывает программу и, подхватив рюкзак, покидает центр научного творчества и робототехники «ФабЛаб ТюмГУ». Впрочем, ненадолго, скоро придет снова.
Робот — не первый проект, над которым Максим трудится. В его копилке есть два проекта, уже воплощенных в жизнь. Первый — умный ночник, который включается только в сумерках и еще меняет цвет, когда температура в помещении перестает быть комфортной для человека.
— Второй проект Максима — автоматическая лазерная указка для игры с котиками, — рассказывает Дмитрий Яковлев, руководитель центра. — Eе луч сам хаотично передвигается по стенам и полу, чтобы животные могли за ним бегать, играя.
Максим приходит в ФабЛаб дважды в неделю. Такая возможность есть у всех детей и подростков. Они работают в центре самостоятельно, куратор их лишь направляет.
Те же, кто не расположен к индивидуальной работе, могут заниматься в центре на курсах. Итог каждого курса — реализованный проект. Здесь действуют ограничения по срокам, а преподаватель внимательно ведет всех учеников от начала и до конца. Дмитрий говорит: как в проектной, так и в образовательной деятельности задействуются все возможности ФабЛаб: 15 3Dпринтеров, робототехнические устройства, фрезерные и лазерные станки. Те, кто приходит работать индивидуально, сами выбирают, над чем им предстоит трудиться. На курсах же все определено заранее. К примеру, в «Космических колонизаторах» дети моделируют колонизацию космоса, системы жизнеобеспечения. Последние моделируются на компьютере, затем вырезаются лазерами и печатаются 3Д-принтерами, и с помощью электроники собираются во что-то единое — например, в марсоход.
Ребята, которые хотят заниматься самостоятельно, но не могут определиться с проектом, все равно найдут себе занятие. У сотрудников центра есть список проектов. Например, умная поливалка, которую можно поставить на подоконник, и которая будет при помощи датчиков влажности определять, когда растение следует полить — и делать это.
Правда, немногие дети доводят свои проекты до конца. Работа может занимать до года и больше, и многие просто успевают подрасти, а их интересы — измениться. И для кого-то проект, представлявшийся очень сложным вначале, кажется теперь слишком простым. 90 процентов всех занимающихся в «ФабЛаб» — мальчики. Дмитрий объясняет: в обществе до сих пор сильны гендерные стереотипы, хотя девочки справляются ничуть не хуже, а зачастую — даже лучше. Всего в этом году над своими проектами в центре трудится около семи десятков детей, а на курсах — около двух сотен.
Однако «ФабЛаб» открыт не только для детей. Студенты здесь занимаются бесплатно. Для них действует принцип «научился сам — научи другого», так что, изучив компетенцию, они передают свои знания детям. Дмитрий признается: такое количество ребят, которое приходит в центр, сотрудники сами бы просто не охватили.
Скоро в «ФабЛаб» откроется «зал славы», куда войдут все реализованные и не разобранные на детали проекты. К примеру, Grow Box — ящик для выращивания растений. Он сам измеряет текущую температуру и влажность воздуха. И в зависимости от этих показателей включает размещенные в нем кулеры, испарители, увлажнители, поливалку и нагреватель.
Также в зал славы попадет робот Валли, которого ребенок сконструировал вместе со своим папой. Детей, работающих в паре с родителями, за все четыре года работы центра было немного, в отличие от таких как шестиклассник Максим. Он один увлекается робототехникой, так что и осваивать ему все приходится самому. Но признается: мама им очень гордится.
***
фото: Максим Бетехтин ;Робот Валли.