Чип и Дейл спешат на помощь
Eсли скорая помощь едет слишком долго, можно скоротать время в социальных сетях, написав гневный пост о «врачах, которым плевать на пациентов».
В Интернете не только все время кто-то неправ, но и кто-то прав — негативно высказавшийся о медицине непременно получит поддержку десятков «мимокрокодилов», готовых поднять «хайп». Они расскажут собственные страшные истории, как по нескольку часов дожидались врачей, находясь на грани гибели из-за насморка и кашля.
Последнее сообщение в социальных сетях, вызвавшее среди тюменцев волну гнева в адрес скорой помощи, было на прошлой неделе: молодой отец жаловался, что к его восьмимесячному малышу долго добирались врачи. Eстественно, малый возраст пациента привлек практически всех, кто прочитал пост: как можно не посочувствовать крохе и его растерянным маме и папе? Вот только нападки на медиков оказались напрасными: на станции скорой помощи объяснили, что жизни ребенка ничто не грозило, родители просто переволновались. Чисто по-человечески их можно понять — когда ты совсем недавно взял на себя такую ответственность, как жизнь другого, да еще совсем беспомощного, перестраховываться — естественно.
За прошлый год в Тюмени родилось 12 тысяч детей. И все они, будучи младенцами, очень уязвимы для инфекций — барьерные свойства кожи и защитные механизмы слизистых оболочек не сформированы, иммунитет еще не знаком ни с какой заразой и не знает, как с ней бороться. По статистике педиатров, новорожденные могут недужить по шесть-восемь раз в год. Eсли полсотни бригад скорой помощи станут срочно выезжать на каждый детский чих, помощи может не дождаться кто-то действительно умирающий — например, дедушка с сердечным приступом или беременная женщина с осложнениями.
Потому-то десять лет назад медицинскую помощь «с доставкой на дом» и поделили надвое: получились скорая помощь и неотложная помощь — та, что едет из поликлиники. Врач «неотложки» осмотрит кроху и даст рекомендации родителям. Он померяет давление, если бабушке «что-то нехорошо». Eсли «в боку колет», «в спине прихватило», «в животе бурчит» — прописывать лечение тоже должен он. Он же даст больничный лист и назначит таблетки от кашля всем простуженным. Врач скорой больничных не дает вообще! Никогда. Даже если очень попросить.
Скорая помощь — это экстренная служба, как полиция или, скажем, пожарные. Никто не станет звать пожарных, если прожжет сигаретой ковер. Тушить там нечего. Eсли сосед в ночи реквизирует дырявое ведро, висевшее на вашем заборе, вы вряд ли пойдете писать заявление в полицию. И точно не станете звонить в «02», требуя «выслать мотоциклет с пулеметом».
То же касается и скорой помощи: бригады ездят к пациентам, чьей жизни грозит опасность. Например, к месту ДТП медики скорой в Тюмени прибывают за девять минут, хотя официальный лимит — двадцать.
Но, по словам Лидии Остроумовой, главного врача областной станции скорой помощи, практически половина вызовов, получаемых диспетчерами, не относится к экстренным. И бригадам медиков, отправленным по таким вызовам, спасать оказывается некого.
А лечить они не могут — это не их профиль. Лечат в поликлинике. Кстати, позвонив в поликлинику, можно вызвать неотложку. В регистратуре вам подскажут, как это сделать.
Конечно, здесь возникает резонный вопрос: как человеку без медицинского образования отличить «неотложное» недомогание от «экстренного»? Во-первых, проанализируйте свои ощущения. Eсли логика и здравый смысл подсказывают, что температура 37,2 не смертельна — прислушайтесь. Eсли ощущения незнакомые, самочувствие плохое, и вы не знаете, что думать, наступает во-вторых — звоните «03». Диспетчер задаст вопросы по специально разработанной схеме, которая позволяет объективно оценить опасность вашего состояния. Eсли повод беспокоиться есть — бригада отправится к вам немедленно.
Вот только нельзя исключать, что так обеспокоившие вас симптомы окажутся признаком чего-то неопасного. Тогда диспетчер сам отправит неотложку или, если это выходной день, бригаду скорой, но ждать все равно придется два-три часа. Пожалуйста, не обижайтесь. И не считайте, что вами пренебрегли.