X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Кто о тарифах слово замолвит?

Как часто, получая платежки за жилищно-коммунальные услуги, мы хмуримся, увидев итоговую цифру. И считаем, что виноваты в том или высокие тарифы, или ошибка управляющей компании или ТСЖ, которые что-то неправильно начислили.

О том, что делать в таких случаях, и как оценивать адекватность тарифов и начисленных сумм, мы расспрашиваем Ларису Боровицкую, начальника Жилищной инспекции Тюменской области, главного государственного жилищного инспектора Тюменской области.

— Лариса Федоровна, много ли жалоб поступает в жилищную инспекцию на завышенные жилищные тарифы?

— За 2017 год поступило более 12,5 тысячи обращений, из них — 26 процентов составляют жалобы граждан на размер платы за жилищно-коммунальные услуги. Но надо понимать, что собственники не могут влиять на цену коммунальных услуг, ее устанавливают департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области и Региональная энергетическая комиссия. Собственники вправе определять только тарифы на услуги жилищные — текущее содержание дома, инженерных сетей, лифтов. Размер платы устанавливается на общем собрании жильцов по предложению УК или ТСЖ, которые должны объяснить, почему предлагают такой тариф, почему за меньшую плату услугу оказать невозможно. Хотя зачастую они ничего не объясняют. Так быть не должно. Жильцы — не противники, не конкуренты, а партнеры.

— Могут ли точкой отсчета стать муниципальные тарифы?

— Муниципальный тариф самый бюджетный. За меньшие деньги невозможно выполнить даже минимальный перечень услуг. Такой тариф применяется, если собственники не пришли на голосование и размер платы не определили.

— Часто ли собственники могут объяснить, почему не согласны с тарифами управляющей компании или ТСЖ?

— Аргументированные формулировки встречаются редко. Но жилищная инспекция не контролирует, правильно ли определен тариф на жилищные услуги, у нее нет таких полномочий, и методики такой нет. Главное, чтобы он был законен, утвержден на общем собрании, а уж в каком размере — решать собственникам. Пока они не утвердят нового размера платы, управляющие компании не имеют права самостоятельно перейти на другой тариф, даже муниципальный. А если выяснится, что управляющие организации поменяли тарифы в одностороннем порядке, то нарушителей привлекают к административной ответственности. В прошлом году было два таких случая. Управляющую компанию «Бохара» заставили сделать перерасчет по пяти домам за жилищные услуги, а УК «Высотки» — по десяти.

— Должны ли председатели ТСЖ или совета дома сдавать экзамены на знание жилищного законодательства?

— Сейчас в Тюмени зарегистрировано около 280 ТСЖ. Председателей ТСЖ и советов дома, как правило, выбирают по принципу активности. Но они могут и не знать требований Жилищного кодекса, не учитывать изменения, которые происходят в жилищном законодательстве. Мы предлагали Минстрою ввести квалификационные экзамены для председателей ТСЖ. Нас поддерживают, но пока эти изменения в Жилищный кодекс не внесены.

— Хотя бы одну управляющую компанию лишили лицензии?

— В стране такие случаи единичны, в Тюмени их еще не было. Получить лицензию легко, а лишиться — сложно. Для этого надо в течение календарного года дважды не исполнить предписания, за которые УК судом привлекалась к административной ответственности. При этом предписания должны касаться не менее 15 процентов площади обслуживаемого фонда. Лишь тогда поставят вопрос об аннулировании лицензии. Управляющие организации понимают риски и не допускают двойного неисполнения предписаний. Но с 1 января 2018 года уже принимают во внимание не календарный год, а год, начиная от дня выдачи предписания. Разрабатывается и перечень грубых нарушений, за которые в упрощенном порядке можно забирать дома из управления. Eго утвердят постановлением правительства РФ.

— Выиграют ли жители, если УК лишат лицензии?

— Eсли УК перестанет обслуживать дом, придется выбирать новую. Но это можно сделать и без кардинальных мер. Другое дело, что недобросовестные компании надо наказывать. Руководители УК, чьи лицензии аннулированы, в течение трех лет не имеют права возглавлять другую управляющую организацию, не могут бросить старую и создать новую.

— Сколько договоров с управляющими компаниями расторгнуто в 2017 году?

— В регионе расторгнуты договоры на 347 домов, из них 214 — в Тюмени. Собственники могут принимать такое решение в любое время. Им для этого не надо искать веских причин, достаточно желания и активности. Надо собраться и принять решение общего собрания жильцов. А вот управляющая компания, даже если недовольна размером тарифа, считает его слишком маленьким, вправе расторгнуть договор только в судебном порядке или дождавшись истечения срока его действия.

— Как часто управляющие компании или ТСЖ, от которых отказываются жители, начинают «строить козни»?

— Такие случаи не единичны. Недавно, например, в доме N 17 по улице Профсоюзной собственники решили отказаться от управляющей компании и создать товарищество собственников недвижимости. Они его зарегистрировали, уведомили УК о смене формы управления, а УК продолжала выставлять счета, ключи от подвала и техдокументацию не отдавала. Пришлось вмешаться Жилищной инспекции. Выдали предписание, составили протокол, оштрафовали УК за то, что препятствовала управлению домом. Штраф для должностных лиц (директора) — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 тысяч до 200 тысяч рублей. Но и при назначении штрафа директор не сразу выполнил предписание, не передал документацию ТСН. Eго наказали еще и за неисполнение предписания.

— Поддельные протоколы общих собраний встречаются?

— В 2017 году было 12 случаев. Но не мы устанавливаем факт фальсификации, только направляем материалы в полицию после заявления граждан. Однако реальных уголовных дел по факту фальсификации протоколов в Тюмени не возбуждалось. Сложно собрать доказательную базу, найти того, кто осуществил подделку, получить подлинники документов. У жильцов на руках, как правило, остаются копии. В жилищную инспекцию, где в течение трех лет хранятся протоколы собраний, раньше тоже предоставляли только ксерокопии. Теперь — с 1 января 2018 года — будут направлять подлинники.

— На какие рейтинги ориентироваться при выборе управляющей компании?

— Раз в год на основании постановления правительства Тюменской области формируются рейтинги управляющих компаний. Каждый год количество их участников увеличивается: в 2015 году было 11, в 2016 — 16, в 2017 — 28. Но списки лучших ни на что не влияют. Они как Доска почета — лишь одна из мер нематериального стимулирования.

Антирейтинги тоже существуют, составляются по числу привлечений управляющих компаний к административной ответственности. Несколько лет здесь «лидировала» компания «Запад», надеемся, что она изменится к лучшему.

Информация о рейтингах и антирейтингах есть на сайте Жилищной инспекции, можно учитывать ее при выборе управляющей организации.

— Eсли у собственника есть претензии к работе УК или ТСЖ — куда обращаться?

— Eсли возникают претензии, в первую очередь надо сообщать о них в управляющую организацию. И не забывать, что собственникам даны не только права, но и обязанности. Многие вопросы они должны решать сами на общем собрании дома и выстраивать партнерские отношения с управляющей организацией. Проблемы лучше решать на месте. И только если это невозможно — обращаться в контролирующие органы, в том числе и в Жилищную инспекцию.

***
фото: Максуда Алиева уже 13 лет моет пол в одном из домов по улице Профсоюзной. Жильцы ее работой довольны и денег на оплату не жалеют.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта