X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Платежки счет любят

Считали вы, сколько строчек в вашей квитанции по оплате услуг ЖКХ? Узких, длинных, с итоговыми цифрами справа? В своей я насчитала 20.

В первых десяти скомпонованы коммунальные услуги — взносы на капремонт, услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроэнергии, центральному отоплению. Затем идут жилищные — текущий ремонт лифтового оборудования, обслуживание технических устройств и помещений дома, содержание придомовой территории, общего имущества дома, вывоз мусора, управление жилым фондом. По каждой строке все подробно расписано — единицы измерения, объем, норматив, тариф, начисления, субсидии, перерасчеты. Только я просматриваю эту таблицу, как и большинство, по диагонали. Самый главный — нижний правый квадратик — итог. Сколько там? Столько же, как в прошлом месяце? Больше? Eсли обнаружишь резкий скачок — возникает множество вопросов.

Кто же все считает?

У большинства УК и ТСЖ заключены договоры на обслуживание с ТРИЦ. Количество таких счетов превышает 519 тысяч. В платежках цифры появляются не с потолка — ТРИЦ принимает показания приборов учета и в соответствии с тарифами на коммунальные и жилищные услуги проводит начисления. Eго задача — перемножить, сложить и вывести сумму. Чистая арифметика.

Почему итоговая сумма слишком велика — вопрос не к операторам ТРИЦ. Они могут ответить на него только с точки зрения правил сложения и умножения. Остальные вопросы надо адресовать своей управляющей компании и самому себе.

Тарифы на коммунальные услуги, их рост регулирует государство. В Тюменской области этот процесс контролирует областной департамент ценовой и тарифной политики. Увеличить или уменьшить тариф на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение у потребителей не получится. Но они могут сократить платежи двумя способами: контролируя работу УК по обслуживанию коммуникаций дома или экономно расходуя сами ресурсы.

Другая история — с жилищными услугами. Здесь величину тарифа утверждают жильцы дома на общем собрании собственников. Определить, велик или мал предлагаемый им тариф, — непросто. С чем сравнить его? За точку отсчета можно взять муниципальный тариф. Утверждать цифры меньше — не имеет смысла. За урезанную сумму и обслуживание будет таким же.

— Общий перечень работ по обслуживанию жилого дома определен 491-м постановлением правительства РФ, а в 290-м постановлении обозначен минимальный список. Но с управляющих компаний жильцы, как правило, требуют, чтобы было по максимуму, — говорит Олег Туровинин, директор ТРИЦ. — Eсли выполнять все, то тарифа и в 100 рублей за кв. метр не хватит. Правда, такого тарифа нет даже в Москве.

А вы знаете, сколько вы платите за управление жилым фондом? Специально заглянула в свою платежку — только 2,5 рубля за квадратный метр. Плюс еще около 4 рублей — за текущий ремонт, содержание общего имущества, придомовой территории. В месяц чуть больше 300 рублей с квартиры получается, нашему подъезду вполне хватает. У нас тепло и чисто, почти — образцово. Но это — заслуга не только УК, но и совета дома.

— В составе жилищных тарифов лишь 15-20 процентов составляет видимая часть работ — благоустройство, уборка и текущий ремонт подъезда, — говорит Олег Туровинин. — Остальной набор мы чаще всего не видим, например, обслуживание инженерных коммуникаций дома, мы же не спускаемся каждый день в подвал. Все собственники квартир являются собственниками и общедомового имущества. Только никак не могут смириться с тем, что вместе с правами надо нести и обязанности. Стараться быть не только гостем и наблюдателем в собственном доме, но и его активным собственником.

Кто должен во всем разбираться?

Минимальная цена за такой товар, как жилищная услуга, — палка о двух концах. Кошелек при этом, вроде бы, не страдает, но качество точно не выигрывает. Дешевая услуга, как дешевый товар в магазине «Все по одной цене». Не факт, что уже на следующий день после покупки вы не пожалеете, что вообще его купили.

Eсли совет дома утверждает тарифы на жилищные услуги, то хоть один человек там должен разбираться, что почем. Идеальный вариант, когда такой компетентный человек становится председателем совета дома. Но практика показывает, что так бывает далеко не всегда. Сама по себе социальная активность — еще не гарантия грамотности в жилищнокоммунальных вопросах. Тем более что законодательство в сфере ЖКХ так часто меняется.

Например, за первые 10 дней нового года уже четыре федеральных закона внесли изменения в Жилищный кодекс. Знают ли об этом председатели советов многоквартирных домов или председатели ТСЖ? Вряд ли. Уже не раз звучали предложения о том, что необходимо вводить квалификационные экзамены хотя бы для председателей ТСЖ, но Минстрой пока такие требования не утвердил.

Подобные экзамены сдают только руководители управляющих компаний, это необходимое требование для получения лицензии. Но и здесь, как при сдаче экзаменов на знание правил дорожного движения, — вроде бы сдают все, а ездят по-разному. Eсли пешеход надеется только на грамотность и добросовестность водителя, то безопасность его будет под угрозой. Надо и самому активно смотреть по сторонам, оценивать дорожную ситуацию и принимать решения.

Так и собственники квартир. Отсидеться за дверью не получится. И сами тарифы, и перечень услуг, и качество их исполнения надо научиться контролировать каждому из нас. Конечно, тем домам, где председатели ТСЖ и советов многоквартирных домов следят за всеми изменениями в законодательстве, разбираются в вопросах начисления за ЖКУ — повезло. Но чаще бывает наоборот. Что делать тогда? Действовать всем вместе. Эффективность такого взаимодействия, например, показали жильцы дома N 37-б по улице 50 лет Октября. Они сменили управляющую компанию, которая обслуживала их дом больше шести лет. Отказались от нее и из-за высоких тарифов, и из-за низкого качества работ. Сами нашли другую — «Альтернативу» и теперь не нарадуются порядку в доме.

— Впервые за пять лет у нас помыли окна! Техничка приходит по два раза в неделю и моет все этажи! И входные двери теперь закрываются. И из подвала не пахнет канализацией! — говорит жилец дома Лариса Карташова. — Эффект нашей активности получился фантастический. Надо было еще раньше брать дело в свои руки.

От редакции: разговор о тарифах, работе управляющих компаний и активности жильцов мы продолжим. В одном из ближайших номеров — читайте интервью с Ларисой Боровицкой, начальником государственной жилищной инспекции Тюменской области.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта